Фатима Гаева – единственный в Северной Осетии парфюмер. Она оставила стабильную работу, чтобы заняться собственным делом. Инженер-электрик и парфюмер Фатима не делит профессии и ароматы на мужские и женские. Все созданные ею запахи – унисекс.
"Все абсолютно «втихаря»"
Я по образованию инженер-электрик, работала в дизайне, проектировала мебель. Я любила свою работу, мне всегда было интересно то, чем занимаюсь. Я до сих пор мебелью интересуюсь, особенно всем, что связанно с деревом. Даже в парфюме часто использую древесные ноты, потому что люблю как пахнут разные сорта дерева.
Парфюмерия стала моим хобби, о котором никто не знал практически. Мне сначала казалось это таким несерьезным, таким незначительным, ведь я – инженер, у меня такая серьезная ответственная специальность. Еще так получилось, что в моей семье парфюмом никогда никто не пользовался, я одна такая – любитель ароматов. Поэтому, наверное, мне было с ними сложно поделиться. Но потом я поняла, что уже все, я без этого не могу. Уже был разработан концепт, у меня появилось название фирмы. Все абсолютно "втихаря". И так все закрутилось.
Первые ароматы были совсем неудачными. Потом появилась небольшая линейка ароматов, мне они стали нравиться, я сама стала их носить. Стала рассказывать самым близким друзьям, они стали ими пользоваться. Тогда я решила, что буду этим заниматься.
"Парфюмерный гик"
Моя целевая аудитория – те, кто устал от не только от люксовой парфюмерии, но даже от нишевой. Использую самые необычные компоненты, которые практически в парфюмерии уже не используют, потому что это дорого. Я парфюмерный гик.
Мне всегда хотелось что-то исправить в духах. В 2010 году произошла серьезная реформа в парфюмерии и многие компоненты были запрещены из-за возможной аллергической реакции. Я это резко на себе почувствовала, потому что старые духи были переформулированы, а новые не интересны.
В современных духах массового производства узкий список разрешенных компонентов плюс огромные корпорации используют дешевую синтетику. Мне весь парфюм пах одинаково не интересно. Я начала разбираться почему так. И решила сама что-то изменить, сделать что-то совершенно не похожее ни на что. В своих духах использую только натуральные компоненты.
Я не думала обязательно давать осетинское название духам, просто мне это понравилось. Я – осетинка и это во мне. Для дизайна использовалась часть осетинского орнамента.
Духи – это не предмет первой необходимости, это элемент роскоши. Поэтому флакон и упаковка должны выглядеть красиво. Сейчас в линейке десять ароматов. Все они унисекс – я не делю ароматы на мужские и женские. Я за то, чтобы человек сам выбирал себе аромат. Поэтому считаю, что покупать наугад в подарок парфюм – плохая идея. Парфюм – это что-то личное.
"Одобрения абсолютно всех я добиться не пыталась"
Рассказать семье было сложным решением. Уйти с работы, заняться новым рискованным делом было трудно даже с финансовой точки зрения. Я решила, что надо брать ответственность на себя и не надеяться на зарплату, которую ровно 20-го числа каждого месяца выплатят. Нужно вырасти.
Не хочу обидеть тех, кто никогда не интересовался предпринимательством, но, мне кажется, решение открыть свое дело, "родить" что-то из ничего – это очень взрослое решение. Я всегда хотела заниматься производством и когда поняла, что сама что-то произвожу, тогда мне уже не было страшно. Я уже поняла, что чтобы ни случилось, то обязательно попробую. Мне важно производить. Мне не достаточно купить-продать. Мир держится на производителях. Не только товаров, но и услуг, ценностей и идей.
У родителей в глазах был страх и непонимание того, что я делаю. Я помню, мама несколько раз задавала этот вопрос: "Ну чем конкретно ты занимаешься?"
Объясняла ей, что это производство парфюмерии, я создаю ароматы. "Ну это все так эфемерно, непонятно", - говорила она.
Сейчас родители смирились, прошло уже больше пяти лет. Я решения принимаю самостоятельно лет с 20, я жила сама еще до замужества, предо мной никогда не стояла задача, перед кем-то отчитаться.
Я советовалась с мужем, он меня поддержал. Мне этого было достаточно. Одобрения абсолютно всех добиться не пыталась.
"Можно просто сказать «у нас на Кавказе так не принято», а можно делать то, что ты хочешь"
Моя основная профессия считается совсем неженской, но я об этом не задумывалась и не делю профессии на женские и мужские. Парфюмерия, вроде бы, что-то такое женственное, но на самом деле я до мозга костей технарь и даже духи рассматриваю как воплощение удивительных свойств химии и физики.
Я вижу пирамиду аромата. Первые ноты – это маленькие молекулы, которые быстро испаряются с кожи, базовые ноты испаряются через несколько часов - это более тяжелые и крупные молекулы, которые не так просто «оторвать» от кожи. Мне интересна физиология и то, как именно наш мозг обрабатывает информацию, которая поступает.
Я не люблю ни в каком проявлении сексизм. Я работала на так называемой мужской специальности, хотя там не нужно иметь другого мозга. Да, у нас разная с мужчинами физическая сила, но если это не касается работы на бульдозере, я не понимаю как можно всерьез обсуждать этот вопрос.
Я не считаю себя активной феминисткой, но считаю, что благодаря этому движению мы сейчас можем голосовать, работать, получать образование. Да, мы еще не добились равноправия, равноценной заработной платы, нас не хотят брать на работу потому что мы можем забеременеть, дети могут заболеть и так далее, никому не нужны эти проблемы.
Но я считаю, самая огромная проблема – позволяешь ли ты или не позволяешь общественному мнению собой манипулировать. Ведь можно просто сказать "у нас на Кавказе так не принято", а можно делать, что ты хочешь. Если женщина не хочет учиться, работать, то она должна понимать, какому риску она себя подвергает.
Я не думаю, что всегда мои решения были приятны моим родителям. Например, решение поступить в технический вуз ими осуждалось, они хотели, чтобы я занималась какой-то гуманитарной "женской" профессией. Я решила, что буду брать на себя ответственность самостоятельно. Это очень инфантильно говорить, что общество, муж или родители ставят меня в такие условия. Возьми в конце концом ответственность на себя и будет намного проще.
Мое первое место работы было за станком. Я сама нашла эту работу, сама убедила работодателя дать мне ее. Это был прекрасный станок, таких у нас в стране на тот момент еще практически не было. Но мне сказали: "У нас тут девушки еще никогда не работали". Я сказала: "Значит, будут".
На "мы вам перезвоним" я сказала – "нет, перезвоню сама". Я добилась встречи с начальником цеха, сказала, что справлюсь с работой и мне дали возможность выйти на испытательный срок. Не нужно сдаваться до того, как что-то сделал.
"Какая разница, кто занимается бытовыми вопросами?"
Семья – это самое главное и семья у меня на первом месте. Но если ставится такой выбор, семья или работа, то у вас что-то в семье не в порядке.
На нас, на женщинах, очень много чего держится. Я считаю ведение домашнего хозяйства специальностью, я считаю, что это – работа. Причем такая серьезная, такая сложная и такая невероятно недооцененная. За нее не платят зарплату, с этой работы не уходят в отпуск, там нет никаких социальных льгот, вы работаете 24 часа в сутки. У ребенка болит ночью живот – вы поедете с ним в больницу. Это не "я отработал 8 часов и до свидания". Это полноценная работа.
Так мало женщин успешных в бизнесе потому, что у них нет возможности сконцентрироваться на чем-то одном, быть оторванными от быта как многие мужчины. В семье – общие цели. Какая разница, кто занимается бытовыми вопросами?
Сейчас я еще не достигла в бизнесе финансовой независимости, нахожусь на этапе развития. Муж поддерживает меня сейчас финансово тоже. Но, думаю, женщине нужно иметь в браке финансовую независимость. Многие семьи держатся только на финансовой зависимости, это неправильно. Семьи крепче, когда люди совершенно друг от друга не зависят. Семья для меня – это люди которые могли бы жить отдельно, прекрасно бы справлялись, но им хочется жить вместе. Именно хочется.
Страшно то, когда ты сам не чувствуешь, что чего-то достоин. Когда женщины сами говорят – мое место на кухне.