В Кабардино-Балкарии прекращено уголовное дело в отношении бывшего руководителя Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по республике Рустама Куралаева и двух бывших сотрудников оперативно-разыскной части собственной безопасности Рустама Жашуева и Заурбека Шикляшева. Они проходили подозреваемыми по делу о пытках бывшего оперуполномоченного Хасанши Бачканова.
С момента возбуждения дела прошло пять лет. После задержания в июле 2014 года полицейские были арестованы, полгода отсидели в СИЗО, потом были отпущены под домашний арест, а затем – и вовсе под подписку о невыезде.
"Били по голове, почкам и легким"
Потерпевший Хасанша Бачканов 1987 года рождения работал оперуполномоченным в подчинении Куралаева.
12 мая 2014 года в 6 утра Куралаев, Жашуев и Шикляшев завели Бачканова в здание ОСБ МВД по КБР и под пытками требовали дать ложные показания, рассказала "Кавказ.Реалии" мать потерпевшего Нюся Курманова.
"Его под пытками заставляли дать ложные показания на одного из сотрудников правоохранительных органов о том, что он якобы забрал его табельное оружие. Хасанша отказался давать такие показания. Его били голове, почкам и легким. Ему давали бумаги, заставляли подписать, он отказывался, его продолжали избивать", – пояснила она.
В заявлении в Следственный комитет Бачканов указал, что "в процессе избиения его вынудили подписать рапорт об увольнении и дали обезболивающих таблеток, полуживого вытолкали из здания ОСБ". В таком состоянии его подобрали родственники и госпитализировали в больницу.
По заявлению потерпевшего, написанному уже в больничной палате, уголовное дело возбудили сразу. Впоследствии четыре экспертизы зафиксировали у мужчины закрытый перелом ребер, ушиб головного мозга, ушиб почки, многочисленные кровоподтеки.
Чиновники просили отпустить
Куралаева, Жашуева и Шикляшева арестовали, они находились в Ессентукском СИЗО полгода, но Ставропольский краевой суд отпустил их под домашний арест. В решении суда содержится ссылка на ходатайства от ряда кабардино-балкарских чиновников, которые просили освободить полицейских.
В судебном решении говорится, что Куралаев, Жашуев и Шикляшев с момента задержания и по сей день числятся в органах МВД. После освобождения из-под ареста их перевели на другие должности, бывший начальник УЭБ и ПК Куралаев теперь работает дознавателем в ОВД Черекского района.
Расследование изначально проводило Главное следственное управление СКР по СКФО, которое заявило, что все трое полицейских причастны к избиению Хасанши Бачканова. Им было предъявлено обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями с применением насилия.
По версии следствия, 12 мая Куралаев, Жашуев и Шикляшев "в целях выяснения обстоятельств утери пистолета, не проводя соответствующего разбирательства, в здании ОРЧ СБ МВД России по КБР применили к Бачканову психологическое и физическое воздействие". Причиненные Бачканову травмы следствие квалифицировало как тяжкий вред и вред здоровью средней тяжести.
"Нас там не было"
Спустя два года дело было передано следователям в КБР. Из него пропали процессуальные документы. Этот факт лег в основу решения Нальчикского горсуда в середине 2017 года о возвращении дела на доследование.
Его передали следователю Мурату Молову, который и вынес постановление о прекращении дела. "Факты причинения телесных повреждений Бачканову подтвердились, однако получить достаточные доказательства для привлечения к уголовной ответственности Куралаева, Жашуева и Шикляшева не представляется возможным", – говорится в постановлении, копия которого имеется в распоряжении "Кавказ.Реалии".
Полицейские также заявляют о своей невиновности. "12 мая была назначена проверка, проводились мероприятия. Вместе с Бачкановым пригласили другого сотрудника для дачи объяснений. Есть акт Бачканова отказа от дачи объяснений, он покинул здание вместе со своим начальником. Спустя пять лет в отношении нас принято законное решение", – сказал бывший начальник УЭБ и ПК МВД по КБР Рустам Куралаев. Однако его коллега Рустам Жашуев говорит, что в этот день вовсе не видел Бачканова. "Мы всем объясняем, что мы этого человека не видели ни в этот день, ни потом. Нас там не было", – сказал он "Кавказ.Реалии".
Подписка о невыезде с полицейских снята, и они даже имеют право на реабилитацию. Однако потерпевший Хасанша Бачканов считает постановление о прекращении дела незаконным и уже обжаловал его в прокуратуру.