На днях журналиста дагестанской газеты "Черновик" Абдулмумина Гаджиева обвинили в том, что он своими статьями агитировал людей переводить деньги в благотворительный фонд "Ансар", созданный Абу Умаром Саситлинским. Якобы фонд собирал деньги вовсе не на рытье колодцев в Африке, а для нужд экстремистской группировки "Исламское государство". Однако у самого Саситлинского и его сторонников другая версия: по их мнению, обвинения против проповедника сфабрикованы с целью посадить неугодных мусульман.
Исраил Ахмеднабиев, он же – Абу Умар Саситлинский, известный исламский проповедник родом из дагестанского села Ново-Саситли. Исламское образование он получил в Сирии, закончил аспирантуру по специализации "шариатский судья". Открыл несколько медресе в России и Турции, занимался религиозным образованием и гуманитарной помощью мусульманам. У Саситлинского есть свой сайт, где рассказывается о гуманитарной и образовательной деятельности проповедника. Также Саситлинский – автор книги "Секрет успеха в обоих мирах".
Средства на общественную деятельность Саситлинского собирались через благотворительные фонды "Мухаджирун" и "Ансар". Эти фонды собирали деньги на строительство мечетей и колодцев в африканских странах, на медресе, также занимались адресной помощью нуждающимся мусульманам.
Основным направлением своей деятельности Саситлинский всегда называл образование. В 2009 году он объявил сбор средств на строительство уникальной школы хафизов для сирот в родном селе Ново-Саситли, и в 2012-м году школа на 200 человек уже заработала. В 2011 году Саситлинского назначили ректором исламского института Хасавюрта.
В 2013-м году в школе хафизов была проведена спецоперация, после чего ее закрыли. Спецоперация совпала с волной преследования салафитов на Кавказе. Уже в 2014-м году Саситлинского обвинили с том, что через свои благотворительные фонды он занимался финансированием запрещенных в России организаций "Джабхат-ан-Нусра" и "Исламское государство". Ему предъявили обвинение по статьям 205.1 (содействие террористической деятельности) и ст. 205.2 (публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма) и объявили в международный розыск. Саситлинский на тот момент находился не в России.
"Ничего личного, просто отчетность"
"На одном из совещаний внутренних органов в Дагестане кто-то из районных начальников для отчетности дал мое имя, якобы я вербовщик, и еще несколько имён. Абсолютно безосновательно, без доводов, не озвучивая никаких имен, ведь должны быть доказательства, данные лиц, которых я, по их мнению, завербовал. Ничего! Ничего личного, просто отчетность, – говорил в интервью Саситлинский. – Я сказал: 'Если у вас ко мне есть претензии и вопросы я могу вернуться домой', на что он ответил так: 'Езжай дальше в Африку и не нужно возвращаться'".
Саситлинский в Россию так и не вернулся (сейчас он находится в Нигере), но тут вскоре начали задерживать людей, которые якобы связаны с его запрещенной деятельностью. Еще в 2018 году в Москве арестовали шесть человек, якобы помогавшим Саситлинскому собирать деньги на нужды запрещенных организаций. "Коммерсант" писал, что это "одно из десятка" дел, связанных с Саситлинским. В 2019-м задержания продолжились, арестован в том числе и журналист "Черновика" Абдулмумин Гаджиев.
Уголовное преследование Саситлинского многие называли провокацией и попыткой расправиться с неугодным власти мусульманским проповедником.
Руководитель благотворительной ассоциации "Вайфонд" Мансур Садулаев рассказал "Кавказ.Реалии", что его фонду доводилось немало работать вместе с Саситлинским в сфере защиты прав человека и помощи нуждающимся кавказским беженцам и жителям Кавказа.
"Абу Умар с первого дня появления террористической группы "Исламское государство" был их ярым противником. Мы хорошо помним, как они ему угрожали, и даже вынесли ему смертный приговор", – рассказал Садулаев.
Исполнительный директор ассоциации "Вайфонд" была ранее координатором фонда "Мухаджирун" Саситлинского. "Она свидетельствовала, что террористы из ИГ присылали ей фото отрубленной женской головы, обещая, что и ее голову они также отрубят 'за работу на вероотступников и неверных'. В то время они назвали так всех, кто им не присягнул", – поясняет Садулаев.
Саситлинского критиковали и его бывшие товарищи, которые отправились в ряды экстремистской группировки, рассказывает Садулаев. "Они присылали ему всякие видеоролики с призывом присоединиться, но в то же время оскорбляли его, называя его трусом. Смешно и гневно наблюдать за сотрудниками спецслужб – как они пытаются из противника ИГ сделать их сторонника", – говорит Садулаев.
Мансур Садулаев считает, что Саситлинский стал для властей "козлом отпущения", с помощью которого они хотят расправиться со своими оппонентами. "Тот факт, что эти оппоненты и нежелательные для России люди – мусульмане, дает им зеленый свет на то, чтобы обвинить их в терроризме и экстремизме. Если бы они не были мусульманами, их скорее всего обвинили бы в употреблении или хранении наркотиков, или по другим статьям", – полагает он.