Ссылки для упрощенного доступа

"Это очередной этап ассимиляции"


Черкесские активисты отмечают государственную политику по сокращению употребления национальных языков в России
Черкесские активисты отмечают государственную политику по сокращению употребления национальных языков в России

Черкесская общественность Адыгеи возмущена сокращением вещания на государственном языке республики

Телевещание на черкесском языке в Адыгее, которое велось на федеральном канале "Россия-24" закрыто. В республике прекращены итоговые и вечерние программы на родном языке. Они заменены передачами на русском языке.

Как видно из информации, опубликованной на официальном сайте государственной телерадиокомпании "Адыгея", в вещании местного телевидения на черкесском языке "произошли всего лишь изменения". Сайт передает, что теперь информационная программа "Къэбархэр" ("Новости"), которая раньше выходила на "России-24" в 19.30, полностью перейдёт на "Россию 1".

"Таким образом, на второй кнопке увеличится число выпусков на адыгейском языке" - уверенно руководство телевидения в Адыгее.

"Кроме того, на главном канале страны увеличится тематическое вещание на адыгейском языке. Помимо традиционных блоков во вторник и четверг (9.28-9.56), прибавляется третий выход – в среду. Кроме этого, остаётся возможность увеличить объёмы национального вещания на 'России 1' в будущем", - уверяет официальный сайт ГТРК "Адыгея".

Руководитель общественной организации "Адыгэ Хасэ" в Краснодарском крае Аскер Сохт считает, что ГТРК "Адыгея" прекратило вещание на канале "Россия 24", не информируя общественность республики.

"'Россия 24' ссылается на отсутствие лицензии на вещание на языках народов России. В результате чего вещание на адыгском языке в субботу и воскресенье прекращено. Это соответственно итоговые передачи. Канал 'Россия 24' отказал и поставил точку. Власти замалчивают проблему. Возможно, вещание на адыгском языке не является для властей республики актуальной задачей", - возмущается черкесский общественник.

Сохт считает, что после того, как проблема стала достоянием общественности, гостелерадиокомпания "Адыгея" в целях сокрытия данной проблемы и опубликовала информацию на своем сайте.

"Из неё вы не узнаете мотивов отказа канала 'Россия 24'. Не узнаете о том, что в выходные дни прекращено вещание на родном языке. При этом в качестве достижения выдаются несколько минут вещания в будние дни в период рабочего времени" - считает собеседник, полагая, что вещание теперь будет не в "смотрибельное время".

Член совета "Адыгэ Хасэ" в Республике Адыгея Шамсудин Негуч отметил в интервью с "Кавказ.Реалии", что ситуация вписывается в позицию государства о том, что национальные языки должны замещаться русским языком.

"К примеру, на федеральном канале 'Россия-24' в течении одного часа велись передачи и новости утром и вечером на черкесском языке. Теперь вместо этого вставили местные новости или передачи на русском языке", - пояснил общественник из Адыгеи.

"Это очередной этап ассимиляции. Своего рода этноцид. Я боюсь представить ситуацию, что час или два программ на национальном языке мешали кому-либо в Республике Адыгея. Это был всего лишь один канал, на котором велось вещание на родном языке", - недоумевает Негуч.

Другой черкесский общественник из Адыгеи Адам Богус считает, что сам акт прекращения трансляции передач на адыгском языке не имеет никаких объективных и логических причин.

"Это решение хронологически и логически встраивается в цепочку последовательных административно-правовых мер по ограничению возможностей по повседневному использованию и изучению родного языка", - уверен Богус.

В качестве примера он приводит совсем недавно принятый федеральный закон, сделавший изучение родных языков добровольным. "То есть, необязательным, а по существу нежелательным и невозможным", - говорит активист.

"Передачи на телевидении были единственной возможностью для адыгов, особенно молодых, слышать и изучать родной язык в её официальном, литературном варианте. Кроме того, эти программы позволяли жителям республики реализовать своё конституционное право узнавать о новостях, о решениях и действиях властей, о новых законах на своём родном, и вместе с тем государственном языке Республики Адыгея", - рассказывает собеседник.

По словам активиста, и журналистское сообщество, и интеллигенция республики, и большинство граждан обескуражены этим решением: "Создаётся впечатление, что федеральный центр настойчиво, методично и решительно ликвидирует все возможности сохранения родных языков малочисленных народов. Следует учитывать при этом, что творческая и художественная среда практически прекратила использование адыгского языка, нет национальной киноиндустрии, практически умирает художественная литература, поэзия, национальная музыка", - отмечает черкесский общественник.

Адам Богус считает, что прекращение телевещания на черкесском языке "равносильно отключению аппарата жизнеобеспечения тяжелобольного".

"Это ни что иное, как 'черкесоненавистническая акция'", - утверждает собеседник.

"Кавказ.Реалии" попытались узнать коснулась ли ситуация с прекращением вещания на родном языке и других северокавказских республик.

В Кабардино-Балкарии Астемир Шебзухо с республиканского канала "1КБР" отметил, что никаких изменений у них нет, и они еще не перешли на цифровое вещание. Как сообщили наши источники в Дагестане и Чечне, там пока все без изменений. В Ингушетии источник отметил, что ингушская передача, которая идет на федеральном канале сократилась на 20 минут. Она стала прерываться на передачу на русском языке, но это не связано с цифровым вещанием.

XS
SM
MD
LG