Правоохранительные органы Швеции по запросу российских властей 8 июля задержали чеченского правозащитника Мансура Садулаева. Арест был произведен в момент его прилета в Стокгольм, где он проживает в последние несколько лет. Его доставили в полицейский участок в городе Нючепинг, что находится недалеко от аэропорта.
Садулаев в 2017 году вместе с несколькими чеченскими беженцами, проживающими в странах Евросоюза, организовал благотворительную организацию - "Вайфонд". НКО является "международным добровольным некоммерческим общественным объединением представителей чеченского народа, чеченских организаций и общин стран Европы", говорится на сайте "Вайфонда".
Поддержка и развитие национальных, религиозных и культурных традиций чеченского народа, а также защита прав человека и помощь соотечественникам в сложных ситуациях - эти цели организация обозначила главными.
При этом благотворительность распространяется далеко за пределами стран Европы. Сотрудники фонда, например, собирают деньги для поддержки студентов в арабских странах, которые имеют семьи, но не имеют возможности их содержать или же у них нет возможности оплатить общежитие.
По словам коллег, Садулаев даже не подозревал, что на него подали в розыск по линии Интерпола. Согласно информации, которую предоставили адвокату в офисе прокурора, власти России считат, что он якобы призывал к терроризму в своих видеороликах".
10 июля появилась информация на странице фонда в Facebook, что "шведский прокурор принял решение не инициировать экстрадиционный процесс и не стал направлять в суд ходатайство об его аресте".
Хорошо знающий Садулаева житель Германии Хамзат Г. полагает, что злоключения связаны с тем, что тот нередко и жестко критиковал главу Чечни Рамзана Кадырова.
"Обвинение в призывах к терроризму - ни что иное, как попытка заблокировать Мансура в рамках Швеции, воспрепрятствовать ему перемещаться по Европе, - уверен собеседник. - Власти Швеции к этому запросу отнесутся, скорее всего, как к осуществлению своих обязательств перед международным правом, а не перед Россией".
По его словам, Садулаев несколько лет помогает беженцам, попавшим несправедливо, по его мнению, в список Интерпола, "но Россия использует свое членство, чтобы преследовать чеченцев в Европе по надуманными обвинениями".
Задержание Садулаева в стране, где ему выданы бумаги просителя статуса политического беженца, ставит вопрос перед международным сообществом: насколько правомерны запросы России о выдаче политических оппонентов, ищущих защиту в странах западной демократии?
История Садулаева - далеко не первый случай, когда по требованию России европейские правоохранители арестовывают чеченских беженцев.
Ситуация усугубилась в последние несколько лет, что не может не беспокоить чеченскую общину в Европе, которая насчитывает порядка двухсот тысяч человек.