Россия не может простить тех, кто воевал против президента Сирии Башара Асада. Даже несмотря на то, что сам Асад их уже "простил", объявив амнистию - ради "общественного примирения". Однако россияне, отбывающие наказание за участие в сирийском конфликте, все еще надеются на декриминализацию статей, по которым их осудили в России.
Сирийская война продолжает проходить по судьбам тех, кто давным-давно сложил оружие и, возвращаясь на родину, рассчитывал, что его раскаяние поможет сократить наказание.
По данным Министерства обороны России, с начала оказания вооруженной помощи Асаду в конфликте приняли участие порядка 68 тысяч военнослужащих российской армии. В их числе порядка 460 генералов, что говорит о серьезности задач, поставленных Москвой. Сирия стала ареной противостояния не только антиасадовской вооруженной оппозиции, но и западной коалиции, которая пыталась любым путем низложить президента.
Вооруженным силам объединенной группировки Сирии и России противостояли десятки тысяч бойцов антиасадовской вооруженной оппозиции и исламских радикальных группировки "Аль-Каеда", отколовшихся от нее "Джабхат Аль-Нусры" и "Исламского государства" и др. Сражаться в числе поддержавших оппозицию прибыли десятки тысяч иностранцев, значительную часть которых составили граждане РФ. К примеру, российский президент Владимир Путин в 2017 году обозначил цифру 4 тысяч человек: "По нашим предварительным данным, счет идет на тысячи - где-то, по данным Генштаба ГРУ и наших других специальных служб, ФСБ, например, до четырех тысяч примерно - из России". Только из Дагестана в Сирию уехало порядка 1200 человек, чуть больше из - Чечни.
Разгром сирийской оппозиции привел к истреблению многих из тех, кто воевал в иностранных группировках на стороне вооруженной оппозиции Асаду. Те немногочисленные, кто выжил и раскаялся, попытавшись возвратиться в страну легально, были взяты под арест и осуждены на большие сроки.
По этой причине те, кто сегодня сидит в российских тюрьмах, восприняли с надеждой решение Асада об амнистии тем, кто сражался против его режима, - надеждой на декриминализацию соответствующей статьи. В Сирии такого рода амнистии обнародовались по несколько раз в год. Но только амнистия от 9 октября 2018 года указывала на освобождение от наказания всех тех, кто подпадал под законы "О военной службе" и "О военных преступлениях" от 1950 года. Согласно этому указу, было амнистировано порядка 58 тысяч человек, в том числе беженцы и бывшие боевики.
По информации газеты "Коммерсант", чеченец Саид Алхазов, осужденный Шалинским судом за участие в незаконных иностранных формированиях, не предусмотренных законодательством РФ, подал прошение о пересмотре своего дела и освобождения его от наказания на основании всеобщей амнистии, объявленной Асадом осенью 2018 года. Однако Мотовилихинский райсуд Перми отказался удовлетворить его обращение по причине того, что он осужден законами РФ, а не Сирийской Арабской республики.
Этот прецедент означает, что сирийская помилование пока никак не отображается на тех, кто осужден по российским статьям в России.
Что касается северокавказцев и других россиян, находящихся в тюрьмах в Сирии, то они смогут воспользоваться этой амнистией лишь для легализации своего статуса в этой стране, но никак не смогут избежать в будущем большое сроки в России по статьям за участие в военных действиях на Ближнем Востоке.