В первом квартале 2019 года парламент Дагестана рассмотрел 795 обращений от жителей республики, сообщается на официальном сайте Народного собрания. Подавляющее большинство этих жалоб было отправлено в органы местного самоуправления для их дальнейшего решения - даже без согласования с ними. Это вызвало негодование среди руководителей на местах. Недовольны, в частности, 131-м федеральным законом о местном самоуправлении, согласно которому села должны выживать на собственные доходы.
Как считает глава администрации села Балхар Абдулжалил Абакаров, российский законодатель должен хотя бы консультироваться с представителями местного самоуправления.
"Возможно, некоторые депутаты Государственной Думы давно уехали из своих сёл, - допускает глава администрации села Балхар Абдулжалил Абакаров. - Потому что они не учитывают тех нюансов, с которыми мы сталкиваемся". Об этом он говорил на совещании в дагестанском университете народного хозяйства, куда был приглашён для разработки стратегии социально-экономического развития республики.
Одна из причин недовольства локальных руководителей - федеральный закон №131. Раньше сёла Дагестана обеспечивали города необходимыми продуктами. А по принятым недавно поправкам в 131-й закон они должны обеспечивать сами себя. Однако для его исполнения у сельских администраций нет необходимых средств.
Села не могут жить, опираясь только на свои внутренние доходы, отмечает Абакаров. Бюджет села составляет 3 млн 200 тысяч с лишним рублей. Из них 90% предусмотрено на обслуживание администрации и различных организаций.
Проблем - целый букет. Развалены колхозы, отсутствуют какие-либо производственные предприятия, а 80 процентов полей и вовсе не посажены. В Балхаре прописано чуть больше 1100 человек, а фактически проживает 350. С полями проблема: в горах пахотной земли очень мало, так в течение 50-60 лет она еще и обрабатывалась химикатами, добавляет чиновник.
"Я, например, восемь мешков картошки сажаю и получаю восемь мешков. Как заставить человека работать на такой земле и жить в этом населённом пункте? Безнадёжно ждать собственные доходы. Такими темпами мы потеряем село", - предупреждает он.
Между тем сегодня рынки республики завалены сельхозпродуктами из-за границы. А дагестанский производитель остаётся ни с чем. Поэтому необходимо принимать законодательные акты применительно к горной зоне, к сельским условиям, считает Абакаров: "Это же не Краснодарский край или Ставропольский".
Хотя Балхар как село гончарных мастеров пользуется популярностью среди иностранных туристов, министерства по туризму, культуре не оказывают никакой помощи для их принятия.
"Даже элементарно гостевой комплекс не можем соорудить для них. То есть, выставить на аукцион объект", - продолжает Абакаров.
Абдулжалил также обращает внимания на то, что в правилах выгула, выпаса, прогона скота, домашних животных, принятых в 2012 году, нет наказания или прав обложения его налогом. Например, человек закупил тысячу голов скота и спокойно может приехать к ним в село и пасти их там. А у главы села нет рычагов воздействия на него.
Трудности доставляет и большое расстояние от сел до райцентра. Как и Балхар, некоторые сёла республики удалены на 40-50 км. А каждый житель периодически должен ездить туда, чтобы оплачивать электроэнергию или получать разные справки.
Бывший глава села Кубачи Расул Куртаев согласен со своим коллегой из Балхара в том, что 131-1 закон нужно "кардинально менять".
"Он никак не защищает муниципалитет. Налоговая система вообще не прописана. Очень много полномочий, которые нужно решать за свой счет", - рассказывает в беседе с "Кавказ.Реалии" Расул Куртаев.
А как этот счет пополнять, не имея дотаций, не прописано, кроме двух налогов (на имущество и землю), отмечает собеседник.
Экс-глава Кубачи также обращает внимание на то, что бюджет сёл составляют главы поселений. Казалось бы, не должно быть проблем. Но на что тратить средства и сколько, в итоге решает глава района. Кто с ним в хороших отношениях и слушается его, у того - большой бюджет, добавляет Куртаев.