Сорок уколов в живот как способ профилактики бешенства остались в прошлом. Теперь вакцина от этого заболевания вводится гораздо более гуманно: уколов требуется меньше и делают их в плечо или бедро. Однако и сегодня защититься от смертельной болезни жителям Северной Осетии не так легко – нужных препаратов в больницах просто нет в наличии. Что делать людям, которых укусила подозрительная собака, выясняла корреспондент "Кавказ.Реалии".
Вакцинация от бешенства – это не лечение, а профилактика, которая делается не позднее 14-го дня с момента укуса. Лечить бешенство в мире пока не научились, и если болезнь переходит в первую стадию, врачи не ждут иного исхода, кроме летального, поэтому очень важно вовремя получить укол.
Жительница Северной Осетии Анна Бепиева рассказывает, что за уколом ей пришлось ехать в соседнюю республику.
"Друга укусила собака, а в больницах нет вакцины, говорят, ближайшая только в Пятигорске, – говорит девушка. – В итоге поехали в Нальчик, там вошли в положение, сделали [укол]. Однако следующие уколы нужно все равно где-то искать – всего их нужно шесть".
В социальных сетях жители Северной Осетии делятся историями о том, как им отказали в введении вакцины и предложили только противостолбнячную сыворотку, ссылаясь на то, что у бродячих собак в Осетии сейчас бешенства нет.
Источник в осетинском Минздраве подтвердил "Кавказ.Реалии", что вакцины действительно не хватает. Однако заметил, что обращения пока не носят массового характера. По его словам, в последнее время за препаратом в больницы пришли только два человека. Для сравнения в Башкирии, где также наблюдается нехватка препарата, за четыре месяца 2019 года в медучреждения в поисках антирабической вакцины обратились 3289 укушенных.
Куда ехать за уколом?
"Количество случаев заболеваемости бешенством за последние годы снижается, – уверяет главный специалист Управления ветеринарии Северной Осетии Магомет Дзанагов. – Мы увеличили охват вакциной домашних животных. Ветеринары проводят подворные обходы – сами люди редко обращаются, несмотря на то, что крупный рогатый скот часто подвержен заболеванию. Также весной вместе с охотниками мы разбрасываем капсулы для вакцинации диких животных".
Как рассказал "Кавказ.Реалии" Дзанагов, за пять месяцев 2019 года было зафиксировано всего три случая бешенства. Все они – у бродячих собак и кошек.
Кстати, вакцина для животных не подходит для лечения заболевания у людей. Более того, даже каждому виду млекопитающих нужна специальная вакцина, так что в случае укусов человеку можно и не пытаться посещать ветеринарные клиники. Бесполезно искать ее и в аптеках – она поступает только в медицинские учреждения.
Пока вакцины нет, единственное, что советуют осетинские медики, – это избегать контактов с дикими животными и ждать строительства приюта для бездомных собак, который обещают закончить в следующем году.