На улицах Грозного вновь стреляли. Вечером в воскресенье 23 июня в центре города предполагаемый боевик совершил вооруженное нападение на сотрудника дорожно-патрульной службы.
Согласно официальной версии, он ранил правоохранителя Рамиля Сафиулаева. В этот момент мимо проезжал боец Росгвардии Зелимхан Джабраилов, который застрелил злоумышленника. Но тот успел его ранить.
Имя нападавшего установили по документам, по которым он арендовал машину в Грозном: им оказался 21-летний Ахмед Барзаев.
В одной из экстремистских групп он (или кто-то под его именем) незадолго до нападения оставил сообщения, где просил за него помолиться. "Сегодня вечером я буду ужинать уже в раю", - написано в одном из пабликов.
Не совсем понятно, сколько было нападавших. Во-первых, изначально сообщалось о двух нападавших.
Во-вторых, как отмечают очевидцы, стрельба длилась полчаса, но при этом труп уже лежал неподалеку от расстрелянного автомобиля. Это доказывают и видеокадры. В кого же они целились, если уже убили "единственного" нападавшего?
Центр Грозного был оцеплен силовиками не больше часа. Труп и автомобиль поскорее убрали с места происшествия, асфальт помыли машинами. Ничто не напоминало о том, что произошло здесь буквально час назад.
Для пущей убедительности глава Чечни Рамзан Кадыров организовал вечернюю прогулку в центре города с друзьями. Якобы без охраны. Все это в прямом эфире транслировалось на его странице в социальной сети "Вконтакте".
Проезжая на велосипеде по местам недавней стрельбы, он общался с местными жителями и желал туристам "доброй ночи" на русском языке.
Между тем о причастности к инциденту в Грозном заявила экстремистская группировка "Исламское государство" (ИГ). Об этом сообщила аналитическая служба SITE Intel Group, которая специализируется на отслеживании сайтов и каналов джихадистов в интернете.
Трудно предположить, что одиночка смог бы согласовать свои действия с экстремистскими группами за рубежом. Это может быть скорее попыткой взять на себя все, что делается под знаменем радикального ислама. Какова цель? Создать ложное преставление о централизованных действиях по всему миру против тех, кто разгромил ИГ на Ближнем Востоке, считает Эмиль Сулейманов, занимающийся северокавказским регионом эксперт по политике безопасности из Карлова университета в Праге.
По его мнению, ИГ стало своего рода брендом для склонных к экстремизму: "Совершают такого рода нападения единицы, которые либо хотят отомстить, пожертвовать своей жизнью за личное оскорбление, либо делают это от общей безысходности. Для них важно "оформить" свою идею как божий акт. Им это кажется миссией, совершаемой во имя высокой идеи, которая выше и больше, чем их жизнь. Это является методом самолегимитации. А ИГ готово приписать себе любое нападение, чтобы в лишний раз напомнить о своем существовании".
Причины радикализации молодежи могут быть разными, полагает исследователь Варшавского университета Нурлан Алиев: "Социальная несправедливость, влияние и агитации радикальных организации в обществе - они главные".
Уровень этой опасности может быть где-то больше, где-то меньше. Но она наиболее реальна в странах, откуда тысячи добровольцев отправлялись воевать в Сирию и Ирак на стороне ИГ. Значительную их долю, напомним, составили Россия и страны СНГ.
Не имея возможности присоединиться к своим сторонникам на Ближнем Востоке, они будут наносить удар по месту своего жительства, считают эксперты. В этом и заключается опасность радикальных одиночек для нынешнего общества.
Похожее нападение на полицию произошло в Чечне год назад, 20 августа 2018 года: в Грозном и Шалинском районе. Нападавших было пятеро, самому старшему, по официальной информации, было 18 лет, младшему – 11. Все они погибли.