В столице древнего Аварского ханства в Хунзахе появилась свежая могила. Группа молодежи из села Цельмес заявила, что там похоронены останки самого противоречивого героя кавказской войны и знаменитого произведения Льва Толстого Хаджи-Мурат. Якобы они их привезли тайком из Азербайджана в Дагестан. Историки в Дагестане сомневаются в принадлежности останков Хаджи-Мурату.
В Администрации Хунзахского района, откуда родом Хаджи-Мурат, опровергли информацию о перезахоронении. Даже прямые потомки наиба ничего не знали о планируемом перезахоронении, не говоря уже об остальных. Людей также смущает отсутствие генетической экспертизы о принадлежности именно этих останков наибу.
"Хаджи-Мурат – это символ, посыл! – говорит в беседе с "Кавказ.Реалии" доктор филологических наук Борис Атаев. – Символы не нужно проверять". По его мнению, в случае с Хаджи-Муратом важна даже горсть земли с его могилы. В отличие от других своих земляков ученый не видит саморекламы со стороны активистов, вернувших останки знаменитого предка на родину.
Из публичных людей на фото перед свежевырытой могилы видны депутат Госдумы РФ Гаджимурад Омаров, экс-начальник полиции Кизилюрта Асхабали Заирбегов и четвертый потомок Хаджи-Мурата Магомедарип Гаджимурадов. Но никто из них не сделал каких-либо заявлений по этому поводу. Считается, что останки в Дагестан привезли из Азербайджана молодые люди из села Цельмес. Это бывшая резиденция хунзахская ханов.
Жители крошечного Цельмеса также претендуют на связь села с наибом. Вопрос даже встал о том, где хоронить предполагаемые останки Хаджи-Мурата: в Хунзахе или в Цельмесе. Чтобы не обидеть ни тех, ни других, кто-то предлагал сделать это в селе Батлаич, недалеко от Хунзаха.
Но сами хунзахцы и историки утверждают, что наиб – выходец из древнего Хунзаха. А в Цельмесе у него были домик и небольшое поле, подаренные ханской семьёй.
"С 16 лет Хаджи-Мурат был очень близок к ханскому дому, - говорит доктор исторических наук Патимат Тахнаева в беседе с "Кавказ.Реалии". - В Цельмесе же нет ни одного представителя из их рода Тавулазул".
У неё очень большие сомнения, что 2 июня в Хунзахе захоронили Хаджи-Мурата.
При попытке перехода на сторону имама Шамиля 23 апреля 1852 года в том месте (близ Закаталы нынешнего Азербайджана) были убиты трое - Хаджи-Мурат, его племянник Эльдар и Гамзало. По словам собеседницы, это было последнее сражение наиба, когда никто не выжил, "ранее он выходил из всех сражений".
В том сражении не оказалось ни одного свидетеля. Хаджи-Мурат с тремя аварцами и одним чеченцем противостоял 300 казакам и горской полиции.
Все убитые были обезглавлены. Головы отправили к уездному начальству Нуху, оттуда в Закаталы, и оттуда только голова Хаджи-Мурата прибыла в Тифлис. В настоящее время череп наиба находится в Музее антропологии и этнографии РАН в Санкт-Петербурге (Кунсткамере).
Отрезание голов было прозой времён той войны, говорит Тахнаева. Примерно через 20 лет в этом месте оказался старший сын Хаджи-Мурата Гулла.
Он нашел место, где все три тела закопал местный житель Садык.
Это не было кладбищем, уточняет историк. А - место в лесу. Местные не знали, чьи это были трупа.
В середине трёх холмиков, заросших кустарником, Гулла поставил каменную плиту и написал, что там похоронен Хаджи-Мурат аль-Авари.
В 1959 году в этом месте раскопки провёл азербайджанский археолог Гусейнов. И начал он их именно у дерева, где была поставлена плита, но ничего там не нашел. Тогда археолог подошёл с другой стороны. Там останки нашлись. Он решил, что это останки Хаджи-Мурата.
"Но ошибка Гусейнова в том, что он не знал, что там должно было быть еще два тела. Он начал копать возле того холмика, где Гулла установил плиту", - рассказывает Патимат Тахнаева.
Когда Гусейнов объявил, что обнаружил могилу Хаджи-Мурата, были выделены средства: поставили мраморную плиту, а ту, что установил Гулла, отдали в Национальный музей.
"Я сопоставил снимки раскопок археолога Гусейнова и останки, привезенные в Хунзах из Азербайджана. Вроде они совпадают", - рассказал в беседе с "Кавказ. Реалии" четвертый потомок наиба Магомедарип Гаджимурадов об останках, привезенных в Хунзах.
Предполагаемые останки наиба похоронили в Хунзахе по нормам ислама. Сначала в сельской мечети Хунзаха совершили специальную молитву над телом.
В республике некоторые не видели необходимости в переносе останков наиба тем более, что в Азербайджане проживают мусульмане и не было угрозы осквернения могилы.
Закатальские аварцы очень болезненно восприняли эту весть. Ведь для них могила наиба являлась некой связью с их этнической родиной.
В пользу переноса останков на родину Магомедарип Гаджимурадов приводит в пример факт перезахоронения тела первого имама Дагестана Гази-Мухаммеда имамом Шамилем. "Обладая сильными знаниями в политическом, религиозном и военном деле, он тоже перенёс тело Гази-Мухаммеда из Тарков на кладбище их родового селения Гимры".
Кстати, в связи с этим некоторые пользователи в интернете предлагают перенос тела и самого имама Шамиля, который был похоронен рядом с пророком Мухаммедом в Мекке.
"Шамиль – это особый человек, которого Аллах позвал именно туда. Его нельзя трогать, так говорят исламские ученые. Нельзя также сравнивать одного с другим (Шамиля и Хаджи-Мурата). Один был политик, ученый, мыслитель. Другой был – отличный вояка", - отметил в беседе с "Кавказ.Реалии" потомок наиба Магомедарип.
Если он был предателем, как любят говорить некоторые, для чего же наиб шёл обратно, задаётся собеседник. Ведь наместником царя на Кавказе Воронцовым ему были созданы все условия.
"Возможно, он возвращался к Шамилю. Но сейчас для нас это - вечная тайна", - добавляет Магомедарип.