Ссылки для упрощенного доступа

Мусульманин, протестант или буддист — есть ли шансы стать президентом РФ


В Тамбове РПЦ намерена просить от государства профинансировать строительство храмов, переименовать улицы в честь святых и даже расселить жилой дом. Депутат от КПРФ Артем Александров пытался предупредить жильцов о планах церкви, а теперь местные чиновники заставляют его "покаяться" перед народом. Параллельно с этим в Пензе по требованию прокуратуры в двадцати школах девочкам запретили ходить в учебное заведение в хиджабах. Время от времени от публичных людей в России звучат неоднозначные высказывания в отношении представителей религиозных меньшинств. При этом Москва активно позиционирует федерацию как светское государство с многоконфессиональным и многонациональным народом. Возможно ли, что Россию возглавит представитель религиозного меньшинства? И готово ли к этому российское общество?

"Idel.Реалии" обратились к научному руководителю Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ Валерию Елизарову. Эксперта попросили прокомментировать последнее заявлениеглавного редактора государственного телеканала RT Маргариту Симоньян, которая считает, что Россия уже в 2040 году станет мусульманской страной, если не предпринять каких-то специальных мер.

Елизаров скептически относится к такому прогнозу. Он признается, что никаких официальных данных или квалифицированных экспертных оценок о численности лиц, исповедующих ту или иную религию, не существует.

— Есть только домыслы и спекуляции на этой непростой теме. Мы живем в светском государстве (статья 14 Конституции РФ). Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства, — отмечает ученый.

Он указывает на то, что в переписях населения, которые проводит Федеральная служба государственной статистики, вопрос о принадлежности к той или иной конфессии отсутствует.

— У руководства тех или иных конфессий, возможно, есть свои оценки численности тех, кого они считают (по тем или иным критериям) верующими, — добавляет он.

Однако, по его словам, по итогам переписей и микропереписей можно увидеть динамику численностей тех или иных национальностей, а также этническую структуру населения и изменения, происходящие в ней.

— В отношении большинства национальностей известно, к какой религии относит себя большая часть верующих (например, народы Дагестана, чеченцы, ингуши, татары, башкиры и др. исповедуют ислам). Численность национальностей, среди которых доминирует мусульманская вера, растет быстрее, чем численность тех, где распространено православие. Так что этническая структура населения будет меняться, но темпы и масштабы изменений не столь велики, чтоб в этом видеть какие-то серьезные угрозы. Хотя появление этнических гетто в крупных городах нежелательно и может вести к конфликтам и повышенной преступности, — отмечает Елизаров.

При этом ученый утверждает, что в 2040 году большую часть населения России (не менее 3/4 или около того) будут составлять русские.

— Возможное сокращение числа и доли русского населения предопределено особенностями демографической ситуации. Численность населения с прошлого года сокращается и будет сокращаться дальше, а русские составляют около 80% населения (по переписи 2010 г.). Численность ряда народов Северного Кавказа, Поволжья и Сибири будет либо увеличиваться, либо сохранится примерно на нынешнем уровне, либо тоже сократится, но незначительно. Думаю, перепись 2020 года это подтвердит. На вопрос о национальности в переписях люди отвечают по самоопределению. При этом некоторая часть опрошенных не отвечает на этот вопрос. Никакими документами национальность не подтверждается, да и не может и не должна подтверждаться. На вопрос о национальности детей, в том числе в смешанных браках, отвечают родители. Зачастую национальность отождествляется с родным языком, — говорит демограф.

Что касается заявления Симоньян, то эксперт считает, что высказывание не имеет отношения к реальной ситуации.

— После слов "...Россия будет страной мусульманской. Это медицинский факт, подтверждаемый множеством расчетов" мне дальше читать неинтересно, — отвечает Елизаров, которому предоставлен текст журналистки.

Он также добавляет, что вопрос того, кто станет президентом, и какая у него будет фамилия, решат избиратели. Он также посетовал на то, что журналистов не учат демографии.

Если измерить количество мусульман по тем критериям, о которых говорит демограф, то можно предположить, что их в России больше, чем иудеев, буддистов, протестантов или католиков. В этой связи мы решили опросить представителей мусульманского духовенства и специалистов по исламу в России на предмет потенциальной возможности мусульманину или мусульманке стать президентом России.

Председатель Духовного управления мусульман азиатской части России Нафигулла Аширов поделился своим видением лоббистских возможностей мусульман в России.

— На сегодня мусульманская община России, к сожалению, не является единой не только по политическим вопросам, но даже и по религиозным. В России существует огромное множество духовных центров мусульман, которые не имеют общего плана деятельности, не говоря уже об общей стратегии развития на годы вперед. Сегодня они даже далеки от сотрудничества и солидарности по важнейшим вопросам их религиозной жизни, когда каждый центр борется не за интересы мусульман, а за право единолично говорить, именно только говорить и выступать от их имени, а не за их интересы. И в этой возне, размывается весь потенциал 25 миллионной уммы мусульман, которые даже в собственной столице, где проживает около двух миллионов мусульман, не могут договориться о строительстве дополнительных мечетей, к 4 имеющимся! — сетует Аширов.

По его словам, представители мусульманских народов, работающие в органах власти или в законодательных органах, ни коим образом не позиционируют себя в качестве представителей мусульман, действуя сугубо в рамках деятельности тех партий, членами которых они являются.

— Что касается, возможности стать президентом кого-то из мусульманских народов, то вообще-то ситуация аналогичная той, как я уже сказал, что из представителей мусульманских народов уже есть во власти и не мало. Как вам известно, главой МВД когда-то был представитель татарского народа, а Центробанк России и сегодня возглавляет этническая татарка Набиуллина, также как и в Госдуме и Совете Федерации, в правительстве было и есть немало этнических мусульман из различных народов России. Но дело в том, что они не позиционируют себя представителями, делегированными от мусульман, а следуют программе своих разнообразных партий. Поэтому будет не совсем правильно рассматривать их как представителей мусульман, лоббирующих их интересы, — отмечает Аширов.

Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации Дамир Мухетдинов считает, что российское общество разделено.

— Современное российское общество, при всех имеющихся попытках со стороны государства "скрепить" его, является чрезвычайно расколотым по целому ряду параметров, ключевым из которых является не только и не столько этнорелигиозный аспект, сколько идеологический, завязанный на дихотомии этатизма и персоноцентризма. Полиэтничное российское общество с хронологической точки зрения находится еще в начале своего пути: основные общественные и политические институты уже возникли, однако, говорить об их укоренении в ткань страны пока не приходится, считает Мухетдинов.

Представитель официального духовенства признает, что российское общество не готово видеть во главе государства представителя религиозного меньшинства.

— Если говорить с позиции сегодняшнего дня — 2019-го года — то, отвечая на вопрос "готово ли российское общество к президенту "инославной" общины (очевидно, что речь идет о мусульманине, иудее или буддисте), то мой ответ — нет, пока не готово. Я делаю такой вывод на основании неустойчивости политического сознания россиян, что подтверждается его перманентными качками от демократизации до авторитаризации общественно-политической жизни, — утверждает он.

По словам Мухетдинова, современное политическое сознание граждан России во многом формируется в той информационной деятельности, что проводится государством при значительном, а зачастую, и прямом участии государства.

— Хочу оговориться, общество способно спродуцировать президента, например, мусульманина, однако, примет ли его общество. При этом немалое значение имеет степень веры это кандидата: будет ли он этническим, либо будет всячески подтверждать свою религиозную идентичность, как минимум, не пытаясь его маскировать, — говорит религиозный деятель.

Между тем, по его словам, Российская Федерация как новое политическое образование, возникшее после распада СССР, находится еще в начале своего пути, а это значит, что общественные и политические институты, декларируемые официально, теоретически могут прижиться и сформировать иное политическое сознание россиян — либеральное, основанное на уважении и признании иного — как своего.

— А это, в свою очередь, может привести к тому, что высшую должность в стране может занять приверженец ислама, — делает вывод он.

Мухетдинов также считает, что в нынешней ситуации в России имеются попытки маргинализировать мусульман.

— Такие попытки имеются, однако, говорить, что это делается государством — нельзя. Напротив, судя по официальной риторике федеральных и многих региональных властей, анализируя государственно-исламские отношения в стране, даже памятуя о той же Государственной программе подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама, можно сказать, что таковых попыток, направленных на маргинализацию мусульманского населения страны, не имеется. Однако, отдельные общественные силы такие попытки предпринимают, и довольно активно. Здесь важным является государственная политика по купированию подобных негативных со многих точек зрения тенденций, — резюмирует Мухетдинов, который недавно реагировал на слова главного редактора государственного телеканала RT Маргариты Симоньян о мусульманских перспективах России.

Начальник Центра социокультурного анализа Института стратегических исследований Республики Башкортостан Юлдаш Юсупов также указывает на разобщенность мусульман России, но он идет дальше, объясняя причины слабости религиозного меньшинства как лобби-группы.

— Если говорить о сильном политике — выходце из этнических мусульман, то общество и сейчас к этому готово. Но другое дело, если это будет религиозный человек, то есть мусульманин не столько по этносу, сколько по вере. Во-первых, у нас государство отделено от религии. Во-вторых, антиклериальные настроения в России только растут, по отношению к любой религии, на то есть и объективные, и субъективные причины, — и это не касаясь отдельно вопроса об исламофобии, которая также имеет место. Но дело, повторюсь не в ней. На мой взгляд, сначала должна преодолеть конфликтность, ввести ее прочно в разумные рамки и ответить на свои собственные вопросы сама умма, — резюмирует эксперт.

Доктор исторических наук из Казахстана Азимбай Гали считает, что российскому обществу придется пройти через кризис распада, прежде чем население будет воспринимать как норму представителя религиозного меньшинства во главе государства и перестанет мыслить узко в вопросе управления государством.

— Россия сейчас движется к своему кризису. Шестой год экономика не растет, жизненный уровень падает, а русские такое долго терпеть не будут, — отмечает он.

При этом кризисная ситуация сложилась при президенте, который называетсебя главным националистом России и ведет соответствующую политику. В этом смысле российское общество может захотеть чего-то другого.

По словам Гали, "феномен Обамы" не чисто американский, он применим к любым обществам.

— На каком-то этапе обществу перестает быть важным происхождение управленца, — констатирует Гали.

А вот, по словам муфтия Духовного управления мусульман Украины "УММА" Саида Исмагилова, распад современной "Российской империи" может начаться как раз из-за давления на мусульман и их дискриминации.

— Мы сейчас видим политику России в отношении определенных религиозных групп, когда используется запрет какой-то мусульманской литературы, запрет собраний, запрет свободы совести, религиозных взглядов и мыслей. То есть, весь арсенал давления используется и будет использоваться... Но и мусульманский мир уже много столетий имеет определенный иммунитет к такой политике и, я надеюсь, мусульмане будут сохранять свою идентичность и это — угроза для России, потому что я думаю, что распад новой современной "Российской империи" начнется именно с мусульманства", — приводят СМИ слова Исмагилова.

Рамазан Алпаут, "Idel.Реалии"

XS
SM
MD
LG