Публикации о так называемой "чеченской мафии" снова появились на первых полосах немецких газет. Поводом для них стал отчет Федерального ведомства по делам преступности (BKA), попавший в руки к журналистам. В многостраничном документе, составленном на основе наблюдений за двумя сотнями представителей диаспоры, отмечается, что организованные преступные группировки выходцев из Северного Кавказа отличаются высокой сплоченностью, а немецкие власти пока еще не нашли способа эффективной борьбы с ними.
Специалисты из отдела по особо тяжким преступлениям Министерства внутренних дел Германии на протяжении года собирали информацию о выходцах с Северного Кавказа, являющихся, по мнению властей, участниками организованных преступных сообществ. В сборе и анализе информации участвовали сотрудники нескольких силовых структур, среди которых внутренние и внешние спецслужбы, таможня, а также ведомство по делам беженцев. Операция носила кодовое название "Щетина", что, очевидно, связано с тем, что выходцы из Северного Кавказа носят бороды.
"Чеченский след" или страшилка для бюргеров?
Выводы, которые сделали аналитики из ведущих немецких силовых структур, неутешительны. Согласно документу, в последние несколько лет состоящие преимущественно из чеченцев банды выходцев с Кавказа начали доминировать практически во всех сферах криминального мира.
"Они демонстрируют высокую готовность к насилию и все чаще всплывают в преступлениях, связанных с убийствами", - пишут эксперты. И ссылаются при этом на нашумевшее покушение на известного наркоторговца, произошедшее в 2016-м году. Тогда неизвестные в центре Берлина средь бела дня взорвали автомобиль, в котором находился наркоторговец турецкого происхождения по имени Месут. В результате покушения 43-летний дилер был убит. Исполнители и заказчики преступления до сих пор не установлены. Тем не менее, в отчете МВД Германии это убийство приписано чеченцам. В документе так и говорится, что "следы ведут в чеченские круги", что напоминает события в России в начале 2000-х, когда любому громкому преступлению голословно приписывался так называемый "чеченский след".
Между тем, по информации "Кавказ.Реалии", в Германии нет ни одного расследованного и доказанного случая убийства, совершенного выходцами из Чечни, состоящими в организованных бандитских группировках.
Несколько громких процессов, связанных с убийствами с участием чеченцев, были связаны с семейными разборками или преступлениями, совершенными психически больными людьми. Так, в 2017-м году выходец из Чечни на почве ревности избил и выбросил из окна свою жену. Следствие показало, что молодой человек был наркозависимым и совершил преступление под воздействием наркотиков. В 2017-м году 32-летний выходец из Чечни убил собственную сестру и пытался расправиться с матерью. На суде выяснилось, что и этот мужчина совершил преступление в наркотическом опьянении. Еще одно убийство, сопровождавшееся громким процессом и публикациями об "брутальности чеченцев", было совершено в окрестностях Берлина в 2018-м году. 18-летний юноша чеченского происхождения несколько лет не имел определенного места жительства и перебивался мелкими кражами и ограблениями, проживая на улице. Пытаясь поживиться парой десятков евро, он убил оказавшую сопротивление 60-летнюю женщину.
Все эти преступники осуждены и проходят наказание в немецких тюрьмах. Об их связях с "мафией" и "организованной преступностью" нет и речи: следствием установлено, что в каждом из этих случаев преступления были совершены деградировавшими под влиянием наркотиков личностями. Это не умаляет тяжести совершенных ими преступлений, но и не дает оснований утверждать, что "представители чеченских банд все чаще всплывают в преступлениях, связанных с убийствами".
"Вайнахская герилья" с портретами Кадырова-старшего
Летом 2016-года в берлинском районе Лихтенберг был расстрелян член известного немецкого байкерского клуба "Нация Герилья" (Guerilla Nation) по имени Дирк. Его убийство все еще не раскрыто. Однако немецкие силовики полагают, что к убийству причастны члены конкурирующей группировки "Guerilla Nation Vainakh", состоящей преимущественно из чеченцев и ингушей. Эта группировка не только частенько всплывает в криминальных сводках немецкой полиции, но и позирует в байкерских куртках на фоне Бранденбургских ворот в Берлине. В руках члены группировки держат транспаранты с портретами Ахмата Кадырова, а также так называемые "кадыровские флаги", то есть флаги с эмблемой сегодняшней Чечни. Нетрудно догадаться, куда ведут следы позирующих на других фотографиях в камуфляжных одеждах членов "Вайнахской герильи".
По данным немецких правоохранителей, основными источниками дохода группировки являются рэкет, шантаж и наркоторговля. Кроме всего прочего, члены клуба замечены в тесных контактах с так называемыми салафитскими кругами в немецкой столице. Группировка насчитывает, по данным полиции, от 100 до 150 членов и имеет связи с чеченским руководством "на самом высоком уровне".
Громкое дело о "чеченской мафии" в Австрии развалилось в суде
В августе 2017-го года Вольфганг Соботка, занимавший в то время пост министра внутренних дел Австрии, а ныне председателя парламента страны, созвал срочную пресс-конференцию. Взволнованный министр рассказал журналистам о том, что его подчиненным удалось нанести ощутимый удар по организованной преступности. По словам Соботки, полиция задержала восьмерых членов "чеченской мафии". Задержанных обвиняли в целом ряде преступлений, в числе которых вымогательство, покушение на жизнь, поджог и незаконное хранение оружия. Главный австрийский полицейский, незадолго до этого побывавший с визитом в Москве, не преминул, пользуясь случаем, подчеркнуть, что у чеченцев "нет оснований получать политическое убежище в Австрии".
В Австрии в тот период в полном разгаре шла предвыборная кампания, а министр Соботка был одним из наиболее известных политиков, представлявших консервативную Народную партию, которая боролась за большинство в парламенте. Громкий успех в борьбе с "чеченской мафией" был Соботке очень кстати, чтобы показать населению, кто именно способен защитить его от "страшных чеченцев". Общественный резонанс получился внушительный, а партия Соботки вместе с праворадикальной Свободной партией, построившей свою предвыборную борьбу на антииммиграционной и антиисламской платформе, пришла к власти.
Судебный процесс над членами "чеченской мафии" начался уже после того, как выборы в стране прошли и популисты заняли места в правительстве. Громкий процесс закончился полным оправданием всех восьмерых задержанных. На суде выяснилось, что никакой "чеченской мафии" не существовало, а задержанные, если и были в чем-то повинны, то лишь в том, что оказались в ненужное время в ненужном месте. "Это однозначно не было вымогательством", - объяснял оправдательный вердикт судья Андреас Боем, отмечая, что венский врач арабского происхождения, ставший главным свидетелем обвинения, сам являлся фигурантом нескольких уголовных дел.
Задержанных отпустили на свободу прямо из зала суда. Но в общественном сознании внедрилось громкое словосочетание "чеченская мафия", о существовании которой объявил высокопоставленный чиновник.