Вчера президент России Владимир путин подписал законопроект, который дает возможность властям изолировать Рунет от мирового интернета в случае какой-либо внешней угрозы. При этом, как известно, в России "внешней угрозой" могут объяснять и оправдывать что угодно: от планов отмыть деньги на "проекте века", до тотальной цензуры.
Закон вступит в силу 1 ноября 2019 года. По версии авторов проекта, в случае внешней атаки на российский сегмент интернета у Роскомнадзора будет возможность фильтровать весь трафик, фактически замыкая его внутри страны. Вернее, делать это будет не Роскомнадзор, а операторы связи, которым раздадут спецоборудование.
Рубильник для Кремля
Пока российские СМИ хвалят закон, называя изолированный интернет "суверенным" и "безопасным", правозащитники указывают на вопиющие нарушения Европейской конвенции. Так, Human Rights Watch и еще девять правозащитных организаций 24 апреля опубликовали совместное заявление, в котором призывали Владимира Путина не подписывать этот законопроект.
"Этот законопроект ведет к созданию опасной инфраструктуры, которая позволит государству еще жестче контролировать российский сегмент интернета, причем непрозрачно и бесконтрольно. Власти смогут проще и чаще блокировать контент или даже нажатием кнопки перекрывать трансграничный трафик, превращая российский сегмент в закрытую систему, при этом, не утруждая себя объяснениями, что происходит и почему", — говорит Рейчел Денбер, замдиректора Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии.
Эксперты указывают, "суверенизация" интернета приведет к тому, что в руках Роскомнадзора (а значит – Кремля), появится рубильник, который даст возможность контролировать весь трафик и отсекать иностранные ресурсы, к которым относится Facebook, WhatsApp и любимый чиновниками Instagram.
"Основные положения закона касаются не столько блокировок, сколько обязанностей операторов и механизма распределения трафика. Это значит, что у властей появится механизм цензуры, который позволит полностью изолировать российский интернет и отключить его от зарубежных серверов", — рассказали "Кавказ.Реалии" в правозащитном объединении "Команда 29".
"Вы не найдете в самом законе указание на то, какие именно ресурсы будут заблокированы, — пояснил "Кавказ.Реалии" юрист проекта "РосКомСвобода" Саркис Дабринян, — Это похоже на игру в кошки-мышки: как и в Китае, у нас владельцы сервисов будут учиться обманывать системы распознавания и блокировки. Я не исключаю, что в России заблокируют в том числе и Facebook, тем более, против него уже начались ультиматумы".
"Этот закон нарушает право на доступ к информации, которое защищает Европейская конвенция по правам человека, а также право на приватность, так как для блокировки необходимо отслеживать и собирать данные пользователей", — добавил он.
Правозащитники напоминают, отдельные ресурсы на территории РФ могли блокировать и до этого, а вот закон выстроит виртуальный "железный занавес". "Если с изоляцией Рунета перестанут работать иностранные мессенджеры и возникнут сбои при доступе к зарубежным ресурсам, то можно будет говорить об ограничении права на доступ к информации, которое гарантирует каждому статья 29 Конституции РФ. ", — уточнили в "Команде 29".
"Деньги угрохают, чтобы не сказать 'украдут"'
Что думают о грядущем тотальном контроле над российским сегментом интернета (и значит, их жизнью) обычные пользователи, "Кавказ.Реалии" спросил у жителей Северного Кавказа.
"Отношение к закону у меня сложное, — говорит студент из Ставрополя Артем. Во-первых, как и всякий русский человек, я не люблю, когда мне что-то запрещают. Во-вторых, в отличие от Китая, у нас нет сопоставимого качества аналогов зарубежных интернет-сервисов. В-третьих, Рунет сам по себе очень крут, у нас много мощных компаний и продуктов. Пытаться закрыть всё это железным занавесом – значит душить реально конкурентную на планетарном уровне отрасль нашей экономики".
"Сейчас многие страны переходят в постиндустриальный период развития, а Россия в этот момент хочет отключить интернет, который является связующим звеном между культурами, — рассказывает психолог из Магаса Асият. – Это показывает бессилие власти. Я этот указ называю 'Привет, Северная Корея!'. Не случайно он [Путин. – Ред.] недавно встречался с ее руководителем. Если заблокируют Facebook и Instagram, я потеряю связь и контакты. Придется уезжать из страны".
"Это общий тренд наравне с другими бредовыми законами: оскорбление чувств верующих, оскорбление власти, — считает экс-адвокат из Махачкалы Тимур. — И цель, на мой взгляд, у этого закона одна – чтобы власть удержалась".
"Уже нельзя просто взять и закрыться ото всех, сказать — 'я в домике'. Важно понимать, что интернет – это не угроза, а инструмент, – говорит житель Владикавказа Олег. – Надо помнить, что чем сильнее ты сожмёшь пружину – тем сильнее она даст тебе по лбу в ответ."
"Если это попытка реализовать китайскую модель, то я к этому отношусь отрицательно, — говорит политолог из Черкесска Анатолий [фамилия не указана по просьбе героя. — Ред]. – Я против железных занавесов в новых формах. Если за желанием ограничения стоят интересы отдельных госкорпораций увеличить прибыли — это подобно навязанной услуге. Оправдания ограничения целью некой национальной безопасности в таком случае не очень убедительно".
"Думаю, что даже для такого 'простого' действия, как отключение, нужны профессионалы, — делится мнением шеф-редактор газеты "Молодежь Дагестана" Тимур Джафаров. – Опыт показывает: все, что задумывают наши 'эффективные менеджеры', оказывается или фейком, или – на выходе – дерьмом. Думаю, 'изоляцию' ждет такая же судьба. Но деньги угрохают, чтобы не сказать 'украдут"'.