Четверо молодых людей из Северной Осетии остаются под арестом в Москве уже второй месяц. Их родители обратились в Госдуму РФ и к министру МВД с просьбой разобраться в ситуации. Дело осложняется еще и тем, что пострадавший – испанец по фамилии Инохос – уехал из России.
О задержании сообщил посторонний
Инцидент, после которого Сослан Хутинаев, Герман Касаев, Игорь Казиев и Денис Гогичаев были задержаны, произошел в Москве 19 марта около 4 утра. По словам родных, парни, которым сейчас по 19-20 лет, находились возле ночного клуба.
"Заходить в клуб они не собирались и начали уходить с указанного места", – заявили родители молодых людей в обращении к депутатам Госдумы и министру МВД РФ. Родственники утверждают, что в этот момент из клуба вышли несколько иностранцев, которые начали толкать Сослана Хутинаева, в результате чего завязалась массовая драка.
В постановлении о возбуждении уголовного дела изложена другая версия. В нем говорится, что молодые люди из Осетии имели "умысел на причинение телесных повреждений, на почве внезапно возникших неприязненных отношений <…>, действуя умышленно из хулиганских побуждений, используя незначительный, надуманный повод подошли к Инохосу Б.С. и нанесли последнему многочисленные удары в область головы и тела руками и ногами".
Инохос оказался гражданином Испании. После инцидента он обратился в больницу, где у него обнаружили перелом носа и скуло-орбитального комплекса. Он подал заявление в полицию.
Сразу же после драки четверку задержали. Родные утверждают, что им не разрешили сообщить, где они находятся.
"Было нарушено их право на звонок и на государственного адвоката, – говорит отец одного из арестованных Владимир Хутинаев. – Нам сообщил о задержании абсолютно посторонний человек, чеченец. Он был задержан в тот же день, но его быстро отпустили, а наши ребята передали ему номер, по которому попросили позвонить и сообщить о случившемся".
Родные указывают на многочисленные нарушения законных прав арестованных. Так, например, их задержали в 4 утра, а в постановлении указали 17.55, что, по мнению родителей, говорит о том, что в отделе полиции их дети провели более 48 часов. При задержании не было проведено медицинское освидетельствование, которое могло бы зафиксировать травмы и дать возможность подать встречный иск.
По словам адвокатов, они не смогли получить полную видеозапись инцидента, которая позволила бы установить, кто первым начал драку, а кто защищался.
"В посольство никто не обращался"
Следствие осложняется тем, что спустя три дня после инцидента Б.С. Инохос был выписан из больницы и покинул территорию России. Он не помнит, кто именно был его обидчиком, так как удары наносились со спины.
"Может, его свои же и ударили?", – задает риторический вопрос общественник Таймураз Кокоев.
Сейчас права четырех уроженцев Северной Осетии отстаивает уполномоченный по правам человека в республике Эльбрус Валиев.
"На наш взгляд, там нет состава уголовного преступления, – отмечает Валиев. – Но в следственные действия мы не имеем права вмешиваться. Но остаются вопросы: например, почему в посольство Испании никто не обращался".
Валиев уже уведомил о случившемся федерального уполномоченного по правам человека Татьяну Москалькову и московского – Татьяну Потяеву, попросив содействия в оказании помощи задержанным жителям Осетии.
21 марта Тверской районный суд выбрал меру пресечения в отношении молодых людей в виде заключения под стражу.
"Считаем данную меру пресечения жесткой, неоправданной, а действия обвинения считаем ложными и непрозрачными", – утверждают матери подозреваемых в своем обращении.
Накануне арест четверым выходцам из Северной Осетии продлили еще на месяц.