Через несколько недель владикавказский завод "Электроцинк" должен быть законсервирован. Однако у многих жителей Северной Осетии есть серьезные опасения на этот счет. Соглашение о прекращении деятельности завода до сих пор никто не видел.
Пожар на "Электроцинке" случился еще в октябре. Сейчас, в феврале и марте должны произойти заключительные этапы консервации производства. Однако как именно они происходят, члены правительственной комиссии, занимающейся этим вопросом, абсолютно ничего не знают.
"Судя по новостной ленте, все происходит по плану, - рассказал "Кавказ. Реалии" один из основателей движения "Стоп! 'Электроцинк'!" Герман Ревазов. - Но вопросы по протоколу как были, так и остались. Кроме того, понятие консервации очень сильно отличается от понятия закрытия. По факту завод не перестанет существовать".
Ревазов выражает опасения, что "Электроцинк" может быть "расконсервирован" обратно.
"Мы успокоимся, только если на его месте появится какое-нибудь безвредное производство. Пусть даже оно и принадлежит УГМК (Уральская горно-металлургическая компания, владелец "Электроцинка" - прим. ред.)", - утверждает Ревазов.
Сам протокол (или все-таки соглашение? Мнения членов комиссии расходятся) – тайна за семью печатями. Хотя даже одной печати члены комиссии на нем не видели.
"Мы не видели печати, не видели даты, не видели подписей, - рассказывает Ревазов. – Мы не знаем, кто присутствовал при подписании протокола. Но до 1 апреля, когда процесс консервации должен быть окончен, у нас еще полтора месяца. Мы прожили худо-бедно 100 лет с этим заводом. Как-нибудь потерпим и еще полтора".
Как сообщили "Кавказ.Реалии" в пресс-службе завода, все запланированные мероприятия проходят по плану.
"В срок до 31 марта поступающее и накопленное сырье будет перенаправлено в адрес иных предприятий УГМК, - сказали в пресс-службе. - Кроме того, в срок до 30 апреля временно запущены гидрометаллургический цех и вельццех для выгрузки незавершенной продукции, находившейся в обороте в момент пожара с целью полной очистки оборудования завода. А до 28 февраля произойдет выгрузка остатков серной кислоты из оборудования и хранилищ сернокислотного цеха с последующей отгрузкой потребителям".
Большей частью жители Владикавказа все-таки выражают уверенность, что завод закроется.
"На заводе уверяют, что отгрузка сырья и незавершенного производства являются подготовкой к последующей консервации металлургического предприятия, - рассказала "Кавказ.Реалии" журналист Эмма Марзоева. - Работы ведутся в соответствии с договоренностями, достигнутыми между руководством республики и УГМК. Я думаю, что завод все-таки будет законсервирован. Если на предприятии начнут тянуть с этим процессом под разными предлогами, то недовольство в обществе может снова вылиться на улицы".
Герман Ревазов - организатор множества массовых акций против "Электроцинка" - тоже готов действовать.
"Мы пребываем в непонятном состоянии, - говорит он. – То ли выходить на улицу, то ли люди сдержат слово. Депутаты нашего парламента выступили гарантом. Если завод не закроется, это будет крахом их депутатской карьеры. Также это будет и крах карьеры [главы Северной Осетии Вячеслава] Битарова, который дал слово, что завод будет закрыт".
Пока же можно говорить лишь о том, что среди работников завода ходят слухи о восстановлении производства, а также о том, что акции "Электроцинка" неожиданно стали расти в цене. Казалось бы: зачем кому-то покупать ценные бумаги предприятия, которое в ближайшем будущем будет закрыто, а сейчас, соответственно, является убыточным?.. Но факт остается фактом. Цена на акции "Электроцинка" за последнюю неделю выросла в два раза. А его генеральный директор Игорь Ходыко был переизбран еще на один год.