Европейский суд по правам человека присудил 1,6 миллионов евро родственникам жителей Чечни и Ингушетии, похищенных военнослужащими в 2000-2005 годах.
Накануне суд в Страсбурге вынес два постановления по 20 делам об исчезновениях людей в Чечне и Ингушетии с 2000 по 2005 годы. Заявителями выступали родственники молодых людей, похищенных военнослужащими федеральных сил. Интересы истцов представляли юристы Проекта "Правовая инициатива" и правозащитного центра "Мемориал".
ЕСПЧ установил, что в отношении пропавших были нарушены статьи 2 (право на жизнь и обязанность провести эффективное расследование), 3 (запрет пыток), 5 (право на свободу и личную неприкосновенность), 13 (право на эффективные средства правовой защиты) Европейской конвенции о правах человека.
В деле "Кулишова против России" Валентина Кулишова заявляла о похищении сына Дмитрия в Грозном. В марте 2005 года к нему ворвались вооруженные люди в масках и камуфляжной форме, которые задержали молодого человека и увезли в МВД по Чечне.
Спустя месяц возбудили дело о похищении, которое то приостанавливали, то возобновляли, говорится в решении суда.
Расследование так ни к чему и не привело: молодого человека не нашли, также не были установлены силовики-похитители.
"Уже 13 лет о нем ничего не известно, я обращалась в полицию и в Москву, и в Чечне. Безрезультатно. Его нигде не нашли", - говорит мать Дмитрия.
В деле "Ахметхановы против России" заявителями выступают мать (скончалась в 2014 году), жена и двое детей Ахдана Ахметханова. Его похитили из собственного дома в чеченском селе Гехи.
В июле 2002 года двадцать вооруженных автоматами людей в камуфляжной форме и масках ворвались среди ночи в дом Ахметхановых, задержали Ахдана, забрали документы и вывели во двор. Его мать попыталась пойти за военнослужащими, которые уводили сына, но один из солдат выстрелил ей под ноги. Позже соседи сообщили, что Ахдана увезли в сторону Урус-Мартана.
По этому эпизоду тоже возбудили уголовное дело о похищении, в 2010 году оно было в очередной раз приостановлено и с тех пор о ходе расследования ничего не известно, указано в материалах ЕСПЧ.
"После похищения Ахдана я обращался во все инстанции от УВД до ФСБ, проехал всю страну, искал брата в местах заключения, был даже в Архангельске. Нигде не нашел. После этого, в 2009 году, мы обратились в Европейский суд. В августе 2014 года мать Ахдана умерла, так и не узнав его судьбу", - говорит брат пропавшего Магден Ахметханов.
Дело "Умаров и другие против России" касается событий мая 2005 года. Тогда военнослужащие задержали жителя Шалинского района Чечни Магомеда Умарова: забрали из дома в селе Дуба-Юрт и увезли в неизвестном направлении. Позже отец Магомеда выяснил, что того доставили на российскую военную базу в селе Старые Атаги.
В 2006 году начальник исправительной колонии в Кемеровской области сообщил родственникам Умарова, что тот якобы содержался у них, но потом его вновь увезли в Чечню. С тех пор никаких сведений о пропавшем узнать не удалось. Расследование похищения ни к чему не привело.
В других жалобах из постановлений "Тазуева и девять других против России" и "Кукурхоева и девять других против России" заявители приходятся близкими родственниками людей, похищенных военнослужащими.
События проходили в районах, находящихся под полным контролем российских федеральных сил. Заявители не видели пропавших родственников живыми после арестов, и национальные расследования не дали результатов, указывает "Правовая инициатива".
"Суд признал ответственность государства в связи с насильственными исчезновениями жителей Чечни и Ингушетии, произошедшие в период с 2000 по 2005 годы, то есть в период действия особого режима контртеррористической операции на территории Чеченской Республики, который был окончательно отменен только в 2009 году", - подчеркивает адвокат Рустам Мацев.
Родственники исчезнувших не раз обращались к представителям власти с требованием найти их родных и провести расследование по факту их похищения, продолжает собеседник: "Нормального расследования проведено не было, пропавшие не найдены, а виновные в похищениях не установлены и не привлечены к уголовной ответственности".
Адвокат отмечает, что постановления ЕСПЧ обязывают Россию не только выплатить денежные компенсации заявителям, но и расследовать похищения.
Однако на практике исполнение решений суда ограничивается лишь финансовыми выплатами.