Ссылки для упрощенного доступа

Советско-российский долгострой


Водоприемник ЗарГЭС-1
Водоприемник ЗарГЭС-1

Крупнейший энергообъект Северной Осетии Зарамагскую ГЭС-1 так и не ввели в строй к началу 2019 года.

В прошлом году должностные лица различного уровня рапортовали в верхах о скором завершении стройки двух веков – Зарамагской ГЭС-1. Республиканские чиновники заявляли о том, что строительство уникального энергетического объекта вышло на финишную прямую, при этом по сути не стесняясь приписывать себе заслуги. А в начале августа во время встречи с президентом России Владимиром Путиным глава Северной Осетии Вячеслав Битаров сообщил, что к концу года стройка будет завершена и уже 1 января 2019 года новая станция выработает свои первые киловатт-часы.

Гидростроители – спешат, горцы – рады

…В августе и все осенние месяцы жители североосетинского райцентра Алагир просыпались от шума вертолета. Чуть ли ни с первыми лучами солнца винтокрылая машина МЧС с окраины города поднимала тяжелые конструкции опор линий электропередач и перевозила их в сторону гор. Туда, где вовсю кипела стройка. Летчики работали без перерыва до самого заката, совершая за день несколько рейсов. Даже по барражирующему вертолету было ясно, что гидростроители спешат.

"Спешим, но не успеваем. Как минимум на 3-4 месяца", - еще в середине лета в приватных беседах говорили представители компании "РусГидро".

Шаровой затвор ЗарГЭС-1
Шаровой затвор ЗарГЭС-1

Еще с тех пор около 1500 гидростроителей трудятся ударными темпами, в три смены. Новые сроки ввода в эксплуатацию ЗарГЭС-1 еще не названы. Собственно, начиная с осени всю информацию, касающуюся завершения строительства, держали за семью печатями. Да в начале декабря, что называется, проговорился Вячеслав Битаров - на встрече с жителями горных сел Алагирского района он сообщил, что стройка завершится в середине будущего года. Горцы тому и рады – многие из них как минимум еще на полгода будут обеспечены хорошо оплачиваемой работой. Но не рады в компании "РусГидро". Теперь гидроэнергетики явно осторожничают в выборе нового срока завершения строительства. Хотя 11 января на встрече с Владимиром Путиным глава холдинга Николай Шульгинов заверил, что ЗарГЭС-1 будет достроена.

Спитакский фактор

В 70-е годы горная часть Алагирского района больше походила на сплошную производственную зону. В Мизуре вовсю работал Садонский свинцово-цинковый комбинат, слава о котором гремела на весь Союз. В верховьях ущелья пробивали Рокский тоннель, который должен был связать Северную и Южную Осетии. А в 1976 году в районе Мизура и Нижнего Зарамага началось строительство Ардонского каскада Зарамагских ГЭС.

В конце 80-х темпы строительства заметно снизились. А после распада Союза слабое финансирование и вовсе вынудило остановить стройку. В 1995 году объект взяло под свое крыло РАО "ЕЭС России", которое решило сменить коней на переправе, а точнее авторов проекта. Ведомство посчитало неприемлемым, чтобы такой грандиозный объект проектировали иностранные специалисты из "Армгидропроекта". Новым проектировщиком стал "Ленгидропроект". Специалисты из Санкт-Петербурга внесли в проект существенные корректировки. После большого спитакского землетрясения была повышена сейсмичность горной зоны Северного Кавказа с 7 баллов до 9. Это вынудило пересмотреть классификацию безопасности гидротехнических объектов с IV на I класс. А впоследствии проводить переборку старого бетона в деривационном тоннеле на более прочный. А это не только дополнительные средства, но и время.

Консервация и тендеры

В середине 2000-х основные усилия строители бросили на завершение строительства Головной Зарамагской ГЭС (мощностью 15 МВт). В 2009 году объект был сдан, после чего "РусГидро" переключилось на возведение основного энергоузла каскада – ЗарГЭС-1. Тогда совершенно четко было обозначено – крупнейшая в Северной Осетии станция (346 МВт) будет сдана в 2013 году. Однако еще в 2012 году из-за нехватки средств в инвестиционной программе "РусГидро" темпы строительства существенно сократились. А компании всерьез начали вынашивать идею о консервации объекта на неопределенный срок. По тем деньгам достройка требовала порядка 20 млрд рублей, в то время как на консервацию ушло бы 10 млрд. Игра в заморозку стройки совсем не стоила свеч.

Защитные гидротехнические сооружения ЗарГЭС-1
Защитные гидротехнические сооружения ЗарГЭС-1

Вплоть до конца 2014 года строительство велось в вялотекущем режиме. И лишь в начале 2015 года совет директоров "РусГидро" принял принципиальное решение достраивать станцию, обозначив новый и, казалось, окончательный срок сдачи объекта – конец 2018 года.

Однако и в дальнейшем предстояло потерять уйму времени. Объявленный тендер не сразу же выявил победителя. За лакомый кусок, то бишь генподряд, боролись две компании, которые к тому времени уже приложили руку к строительству станции: московская "Трест Гидромонтаж" и дагестанская "Черкейгэсстрой" (к слову, стопроцентная дочка "РусГидро"). Последние и предложили более выгодные условия. Однако "Трест Гидромонтаж" оспорил в ФАС России результаты конкурса. Пришлось проводить переторжку, которая вновь лишила заказчика драгоценного времени. В итоге было найдено компромиссное решение: "Трест Гидромонтаж" возводит станционную площадку, "ЧиркейГЭСстрой" достраивает бассейн суточного регулирования и водоприемник. Однако даже общими усилиями с поставленной задачей в срок не управились.

Впрочем, сейчас уж точно можно говорить, что самая крупная северокавказская стройка вышла на финишную прямую. Осталось поднять машинный зал и довести до ума аварийный водосброс. Для Северной Осетии объект имеет стратегическое значение: во-первых, энергодифицит снизится с 80 до 30% процентов; во-вторых, налогооблагаемая база "ЗарГЭС-1" составит 800 млн рублей. А это в 2,5 раза больше, чем у пресловутого "Электроцинка".

XS
SM
MD
LG