Десять лет назад, после пятидневной войны и признания Москвой независимости самопровозглашенных Абхазии и Южной Осетии, Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией. Сегодня официальные контакты между странами по-прежнему минимальны. Грузины не могут попасть в Россию без виз, торговля ведется нестабильно, а Тбилиси и Москва обмениваются взаимными обвинениями. Несмотря на это, Грузия продолжает привлекать российских туристов и бизнесменов, россияне активно приобретают в этой стране недвижимость и отправляются туда жить насовсем.
Леля Сохашвили-Найко – профессиональный фотограф из Москвы. Пару лет назад она приехала в Грузию отдохнуть. Местный колорит очаровал девушку настолько, что Леля решила остаться в Тбилиси подольше. А затем, как в романтическом фильме, встретила будущего мужа и осталась в Грузии уже навсегда.
Несмотря на сложные отношения между странами, говорит девушка, отношения человеческие здесь складываются легко и непринужденно.
"Что мне очень нравится в Грузии – что здесь нет политического отношения к простым приезжим. Есть четкое разделение на политику и на человеческие взаимоотношения, – говорит Леля Сохашвили-Найко. – Конечно, меня могут спрашивать, как я отношусь к Путину и еще что-то такое, но, к счастью, у меня на это один ответ: я не разбираюсь в политике".
Ната Верещинская впервые побывала в Грузии вскоре после августовской войны. Вспоминает, как тогда родные, напуганные российскими теленовостями, отговаривали ее от поездки. Но о своем путешествии Ната ни разу не пожалела, а два года назад и вовсе переселилась из Москвы в Тбилиси. Занялась бизнесом. Теперь готовит для жителей и гостей грузинской столицы мороженое по собственному рецепту.
"Добропорядочные, добрососедские отношения – мне здесь это нравится. Это то, чего мне не хватало в Москве – именно таких соседских отношений. А здесь мы можем общаться с людьми, здороваться, встречаться. Вот это человеческое отношение, человеческий подход – это очень приятно и мне очень нравится это", – говорит Ната.
В последние годы Россия стабильно держится в пятерке стран, туристы которых чаще всего посещают Грузию. Зато выбыла из первой десятки государств – крупнейших импортеров грузинского вина. После отмены Москвой в 2013 году семилетнего эмбарго на грузинский алкоголь большинство компаний решили не поставлять свои вина в Россию.
Нукри Курдадзе производит вино с 2004 года. В сезон получается примерно 15 тысяч бутылок. Его вина экспортируются в США, Японию, Нидерланды, Францию и Германию. Но продавать свою продукцию в России Нукри пока не планирует.
"На то есть две причины – прагматичная и моральная, – говорит винодел. – Российский рынок нестабилен, никто никогда не знает, что им может прийти в голову, когда может случиться очередное эмбарго. В России не развита культура потребления вина, там не знают его цену. А, главное, скажу вам честно, я не хочу поставлять свою продукцию на рынки страны-оккупанта, а потом еще периодически унижаться перед ними и доказывать, что мое вино хорошее и что оно имеет право продаваться в России".
Для многих грузин Россия после августа 2008 года стала "страной – источником военной угрозы". На это указывают результаты многочисленных опросов общественного мнения. В Грузии, гражданам которой намного проще попасть в ЕС, чем в Россию, в целом угасает интерес к изучению русского языка и культуры. Растет поддержка политики государства по интеграции в Североатлантический альянс. В Грузии регулярно проходят масштабные учения НАТО. Многие считают, что вступление страны в Альянс будет своего рода гарантией неповторения событий 2008 года.
Звиад Мчедлишвили, "Настоящее время"