Госдума приняла в окончательном чтении законопроект о родных языках. Изучение языков остается обязательным, но выбирать, какой язык родной, будут родители школьников.
В апреле этого года группа депутатов Госдумы внесла на рассмотрение поправки в федеральный закон об образовании. В первом чтении документ был принят 19 июня, во время доработки поступило 27 поправок, большая часть из которых поддержана.
По первой версии законопроекта, родной язык должен был изучаться по желанию. В новом варианте предполагается сделать его изучение обязательным, но выбор конкретного языка остается за родителями.
Комментируя изменения в законопроекте, глава профильного думского комитета Вячеслав Никонов сказал, что редакция закона "снимает все озабоченности, которые могли быть у кого бы то ни было".
"Кавказ.Реалии" ранее писал, что накануне рассмотрения законопроекта 87 европейских лингвистов подписали обращение к Госдуме РФ с требованием отклонить инициативу. В их обращении отмечается, что "новый закон не защитит языки меньшинств, но еще больше ослабит их положение".
Эпопея с нововведениями в изучении родных языков началась в июле прошлого года, когда, выступая на заседании Совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле, Владимир Путин сказал, что обучение национальному языку должно быть исключительно на добровольной основе.
"Русский язык для нас – язык государственный, язык межнационального общения, и его ничем заменить нельзя, он естественный духовный каркас всей нашей многонациональной страны. Его знать должен каждый. Языки народов России – это тоже неотъемлемая часть самобытной культуры народов России. Изучать эти языки – гарантированное конституцией право, право добровольное", – сказал Путин.
Многие общественные организации из разных регионов страны, восприняли слова президента как черную метку для национальных языков и встали на их защиту. Особенно остро эту тему восприняли в Татарстане. После внесения законопроекта на рассмотрение, Госсовет республики даже направил обращение спикеру Госдумы Вячеславу Володину, сравнив инициативу с репрессиями Сталина.
В Дагестане ситуация обострилась к началу текущего учебного года, когда Министерство образования республики представило новый учебный план, где не только сократили часы родных языков, но и сделали предмет факультативом. В последствии план переработали, оставив часы в прежнем количестве. Активность стала проявлять и прокуратура, начав проверки в городских школах, считая, что школьники должны ходить на уроки родного языка при наличии заявления родителей.
Как пишет "Российская газета", принятый закон исключит практику, при которой детей принуждали к изучению национальных языков республик в ущерб русскому. По данным издания, Генпрокуратура провела проверку по жалобам родителей и нашла этому подтверждение.
В прокуратуре Дагестана "Кавказ.Реалии" сообщили, что к ним не поступало ни одной жалобы от родителей, что их ребенка принуждают изучать какой бы то ни было язык.
Заслуженный учитель Дагестана, министр по национальной политике республики Татьяна Гамалей считает, что инициатива дать возможность выбирать для изучения язык – "мудро и конституционно".
В беседе с корреспондентом "Кавказ.Реалии" она рассказала, что считает законопроект полезным: "Я тоже являюсь сторонником того, что насильно заставлять людей нельзя, хотя некоторым кажется, что от этого будет польза. Дело в том, что у нас много межнациональных семей".
Более того, по ее мнению, шумиха вокруг закона должна принести положительные плоды – из-за общественного резонанса принято решение создать Фонд поддержки родных языков при президенте.
"Деньги должны пойти и на создание учебников на родных языках, а у нас в Дагестане с этим большая проблема. Будет разработана концепция изучения родных языков, что будет в пользу учителям. Резонанс, который вызвала эта тема, показывает большую тревогу у людей о состоянии языков", – уверена Гамалей.
Менее позитивного мнения о новом законе придерживается председатель Ассоциации учителей аварского языка Баху Мухидинова. По ее словам, Дагестан оказался «притянут за уши» к закону, который адресован нескольким субъектам страны, где действительно существует проблема вынужденного изучения школьниками чужого языка.
В Дагестане, по ее мнению, такой проблемы никогда не существовало: "В республике никто никогда не учил неродной язык, у нас все было налажено. Проблема в том, что закон приняли так, что родным языком теперь может быть и русский язык. Есть такая опасность, что «сверху» будут навязывать изучать русский язык как родной, так как якобы это поможет лучше сдать ЕГЭ по русскому языку. Так мы может потерять родной язык".