Гайдар–Бек (Хайдар-бей) Нажмутдинович Бамматов (Баммат) родился 3 ноября 1890 года в Темир-хан-шуре (ныне Буйнакск) в семье подполковника российской армии Наджмутдина Зияудиновича Бамматова, служившего начальником Таркинского участка Темир-Хан-Шуринского округа Дагестанской области.
Наджмутдин Бамматов стремился дать детям самое лучшее образование. Гайдар закончил Ставропольскую классическую гимназию, сыгравшую большую роль в формировании горской интеллигенции во второй половине XIX- начало ХХ вв. (к примеру, чуть ранее здесь учился и другой известный уроженец Дагестана, кавказовед Башир Далгат).
После завершения гимназии в 1906 году Баммат поступил на престижный юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Гайдар знал, что профессия юриста станет лучшим подспорьем в его юношеской мечте посвятить свою жизнь служению своему народу.
Здесь, в Санкт-Петербурге, Баммат становится вхож в своеобразное северокавказское землячество, где знакомится с будущими общественными и политическими деятелями Алиханом Кантамировым, Саидом Габиевым, Ахматханом Мутушевым и другими.
В 1910 году он начинает публиковаться в журнале «Мусульманин», издаваемом в Париже Магомед Беком Хаджетлаше. Баммат во многих статьях обращается к плачевному состоянию мусульманской общины империи.
Гайдар Баммат не раз будет возвращаться к исламской тематике. Уже на закате своей жизни, как бы подводя итог свой деятельности, он напишет в соавторстве со своим старшим сыном Наджмутдином одну из лучших работ по исламу в Европе, книгу «Лики ислама». Книга открылам многим французам доселе неизвестные стороны ислама.
После окончания университета в 1912 году Гайдар Баммат был направлен на работу в администрацию Кавказского Наместника.
Поначалу Баммат был принят кандидатом на административную должность нижнего чина в Хозяйственный отдел Администрации Кавказского Наместника. Но уже через год он дослужился до должности чиновника по особым поручениям при наместнике.
По своим политическим взглядам Гайдар Баммат был в какой-то мере близок к социал-демократам. Но спектр его мировоззрений был шире, особенно в части взглядов на исламскую действительность России. Впрочем, его воззрения все время эволюционировали, преломляясь через политические реалии страны.
В Тифлисе Баммат погружается в исламский активизм, призывая мусульманское население Грузии играть более активную роль в политической и общественной жизни страны. Религиозные деятели Грузии холодно отнеслись к этой деятельности Гайдара Баммата, что заставит молодого чиновника в конце 1916 года возглавить Тифлисский мусульманский благотворительный комитет.
Известия о революции не застали Баммата врасплох. Он пишет многочисленные требования, резолюции, обращения о реформе в области прав мусульманской части населения страны. Он обращается совместно с муфтием Закавказья с призывом ко всем культурным и социальным учреждениям мусульман Кавказа присоединиться к революции. Баммат писал позже: «Было нелегко убедить муфтия и шейх аль-Ислама следовать за мной в этой инициативе, потому что они были пожилые люди, и второе, были плохо подготовлены к этим событиям».
В 1917 году он принимает участие в двух мусульманских съездах в Закавказье и общероссийском съезде мусульман в Москве. На съезде мусульман Закавказья было принято постановление об организации мусульманских национальных комитетов на Кавказе и создании двух временных центральных бюро для Северного Кавказа и Закавказья. бюро.
На этом съезде Г.Баммат резко возражал Азербайджанским националистам, которые настаивали на отдельной автономии для турок Кавказа.
Позже, в составе уполномоченных от мусульман Тифлиса, он принимает участие в общероссийском съезде мусульман в Москве. Вместе с ним из Баку для участия в съезде отправляются и видные азербайджанские деятели Мамед Расулзаде и Али-Мардан Топчибаши. На этот раз его идеи полностью разделили и азербайджанские депутаты, с помощью которых удалось отстоять принципиальные взгляды на будущее мусульман России.
На этом съезде не было единства в вопросе об организации мусульманских народов в составе Российского государства. Прибывшие с Кавказа делегаты предлагали федеративное устройство страны, в то время как Ахмет Цаликов, представитель Петрограда, настаивал на культурной автономии мусульманских народов. В итоге, после многодневных дискуссий, съезд принял резолюцию, принявший во внимание точку зрения федералистов.
В том же 1917 году Гайдар Баммат успевает принять участие и на втором съезде Союза Объединенных горцев, который состоялся в сентябре в ауле Анди (Дагестан). После съезда Баммат возвращается на Северный Кавказ и с головой погружается в политику.
Становится членом Закатальского краевого центра рабочих, крестьян и солдатских депутатов, членом Центрального комитета Союза Объединенных горцев. Председательствует на двух дагестанских областных съездах, избирается членом Правительства Юго-Восточного Союза.
Вместе с Тапой Чермоевым принимает участие в мирной конференции, которая проходила в турецком Трабзоне весной 1918 года. Конференция позволила кавказским делегатам обсудить с немецкими и турецкими дипломатами положение горцев Северного Кавказа.
На Батумской мирной международной конференции 11 мая 1918 года провозглашается «Декларация независимости Республики Союза горцев Северного Кавказа и Дагестана» (Горской республики). Подписи под документом поставили Чермоев и Баммат. После чего было решено добиваться признания нового государства со стороны мировых держав. И для этого лучшей трибуна, чем мирная конференции в Версале, трудно было найти.
Гайдар Баммат во время своего первого визита проводит во Франции всего 4 месяца, в октябре 1919 года он уже вновь на Кавказе, с тем чтобы участвовать в отражении деникинской агрессии в Чечне, Ингушетии и части Дагестана.