23 марта Муртазали Гасангусейнов, отец убитых в Дагестане чабанов, выиграл суд против руководтства СКР по Дагестану. Он жаловался на бездействие следователей по заявлению о возбуждении уголовного дела по факту убийства его сыновей.
Напомним, 19-летний Гасангусейн и 17-летний Наби Гасангусейновы были расстреляны силовиками 23 августа 2016 года недалеко от своего села Гоор-Хиндах Шамильского района. Силовики заявили, что ликвидированные являются боевиками. По их версии, парни якобы на них напали, после чего были убиты ответным огнем. Односельчане братьев-чабанов вышли на протестные акции, приводя многочисленные доказательства непричастности молодых людей к незаконным вооруженным формированиям. Отец убитых пытается добиться наказания убившим его сыновей, но следователи не дают делу ход.
Заявление в следственные органы Гасангусейнов подал 31 января, но ответа на него не получил. Он и адвокаты правозащиного центра "Мемориал" через суд требовали привлечь к ответственности начальство местного управления СКР. Но представители правоохарнителей заявили на рассмотрении иска, что Гасангусейнову был отправлен ответ: необходимости в возбуждении уголовного дела нет.
В самом ответе, который был зачитан в ходе заседания, говорится: "...Были проведены все необходимые следственные действия и оперативные мероприятия, направленные на установление обстоятельств произошедшего. Доводы, изложенные в вашем обращении, будут проверены в рамках расследования уголовного дела".
Ни сам Гасангусейнов, ни его защитники данное письмо не получали. Да и сами следователи не смогли суду представить письменные доказательства отправки ответа. Они все свели к тому, что заявление рассмотрено, а какое решение по нему вынесено - так и не смогли ответить. По мнению прокурора и следователя, заявление отца приобщено к материалам уголовного дела по ст. 317 УК РФ (нападение на сотрудников правоохранительных органов) и по ст. 222 (незаконное применение, хранение оружия). Это дело возбудили после убийства братьев. 23 марта было прошло семь месяцев со дня убийства Наби и Гасангусейна, но по факту их убийства до сих по уголовное дело не возбуждено.
На процессе горячий спор между сторонами возник после того, как прокурор заявил, что заявление Гасангусейнова нельзя считать сообщением о преступлении - в нем не указаны "конкретные признаки преступления".
По мнению прокурора Ибрагимова Ибрагимова, чтобы заявление можно было считать сообщением о преступлении, в нем должны содержаться данные, что в убитых кто-то стрелял умышленно. "Информации о том, что они были убиты умышленно, у нас нет", - заключил Сафаралиев.
"Почему заявление о возбуждении уголовного дела, где человек полностью и подробно излагает факт убийства своих двоих сыновей, СКР не считает поводом для слдественных мероприятий? По каким критериям это заявление не считается заявлением о возбуждении уголовного дела?", - возмутился словам прокурора адвокат Мурад Магомедов.
По мнению защитника, Гасангусейнов писал об убийстве сыновей, указывал, что некие сотрудники силовых структур могли совершить преступление, и назвать его заявление простым обращением, а не сообщением о преступлении - верх цинизма.
Следователь Баграт Сафаралиев пытался заверить суд, что проверка проводится, но уточнить, когда будут подведены итоги, ответить не смог. Также он заявил, что несколько раз выезжал для ведения следственных мероприятий в родное село убитых - Хиндах. Гасангусейнов подтвердил, что следователь действительно приезжал, но работы никакой не проводил.
"Мы ходили на место преступления, я нашел там в тот день еще гильзы и отдал их ему, чтобы он зафиксировал и зарегистрировал их. Других следственных действий я за ним не замечал. Недавно он приехал к нам в район, а меня в известность даже не поставил, я в этот день был в городе. Но я все равно обзвонив народ, собрал свидетелей - их было 19 человек. Люди прождали его более пяти часов и не дождались", - рассказал истец.
В итоге суд принял сторону Гасангусейнова и потребовал от СКР устранить нарушения.
Важным моментом данного процесса можно назвать слова прокурора Ибрагимова. Он заявил, что республиканская прокуратура провела проверку в рамках уголовного дела, возбужденного после убийства Гасангусейновых. "Нет сведений, что братья Гасангусейновы были боевиками", - сообщил Ибрагимов.
Ранее "Кавказ.Реалии" передавал, что в Дагестане появится правозащитная организация имени братьев Гасангусейновых. "Основная задача на сегодня – доведение дела об убийстве братьев до конца. Мы убеждены, что братьев расстреляли силовики", - сказал представитель инициативной группы Джамбулат Гасанов.