Ссылки для упрощенного доступа

Алания может быть не только осетинской


Аланское наследство стало предметом дискуссий среди карачаевцев

Вопрос переименования Южной Осетии в Аланию стал важным не только для осетин, но взбудоражил и карачаевское общество. Конгресс карачаевского народа (ККН) опубликовал письмо в адрес российского МИДа с просьбой не допустить переименования Южной Осетии.

В публичном пространстве известные карачаевцы высказались по поводу шага, предпринятого Конгрессом карачаевского народа. Так, Эдуард Маршанкулов выступил в федеральных СМИ с резкой критикой позиции конгресса. "Кавказ.Реалии" решил разобраться в позициях сторон, предоставив слово и тем, кто придерживается иного мнения.

Меня возмутило, что свои политические амбиции ‘конгрессмены' (Конгресс карачаевского народа - "Кавказ.Реалии") решили удовлетворить за счет ущемления прав другого народа

В интервью "Кавказ.Реалии" Эдуард Маршанкулов сказал, что не готов комментировать вопрос принадлежности Алании к тем или иным народам.

"Я не берусь комментировать тему Алании в научном ключе. Я не являюсь ученым или экспертом, но в последнее время этот вопрос перевели в политическую плоскость. Меня возмутило, что свои политические амбиции ‘конгрессмены' (Конгресс карачаевского народа - "Кавказ.Реалии") решили удовлетворить за счет ущемления прав другого народа", - сказал Эдуард Маршанкулов.

С другой стороны, глава Российского конгресса народов Кавказа (РКНК) Алий Тоторкулов имеет свою позицию по данному вопросу. Тоторкулов не против того, чтобы жители Южной Осетии решали сами, как их республике называться. Однако он соглашается и с рядом утверждений Конгресса карачаевского народа.

Историческая Алания не распространялась до Южной Осетии, в этом ККН прав, но бить тревогу по этому поводу не стоит

"Что касается моего мнения по поводу переименования, то считаю, что это дело жителей Южной Осетии. Историческая Алания не распространялась до Южной Осетии, в этом ККН прав, но бить тревогу по этому поводу не стоит", - заявил руководитель РКНК "Кавказ.Реалии". Тоторкулов ссылается на ученых, которые в ходе международной научной конференции, прошедшей два года назад в РАН в Москве, утверждали, что население Алании было полиэтничным и многоязычным. Материалы конференции, по словам общественника, находятся в издательстве "Наука", и в этом году выйдет тираж. История - это самосознание народа, поэтому Тоторкулов призывает относиться к ней серьёзно.

Косвенные намеки

В свою очередь Эдуард Маршанкулов заявил "Кавказ.Реалии", что он общался с главой РКНК по поводу актуализировавшегося вопроса.

"Я связывался с Алием Тоторкуловым по этому поводу, спросил у него, что творит этот 'Конгресс карачаевского народа'. Тоторкулов мне ответил, что он к ним не имеет никакого отношения и не в курсе их дел", - сообщил политик.

При этом Маршанкулов пояснил, что он не против того, чтобы карачаевцы считали себя аланами. По его мнению, каждый народ имеет право на самоидентификацию. "Но я против давления одних народов на другие и стимулирования конфронтации между ними", - отмечает он.

Некоторые организации в Северной Осетии резко выступили против заявления Конгресса карачаевского народа, обвинив карачаевцев в попытке "переписать историю".

Сам факт обращения Маршанкулова к Тоторкулову показателен. Вероятно, мнение главы РКНК имеет важное значение не только для населения республики, но и для самого политика. При этом последний косвенно, но все же связывает шаг Конгресса карачаевского народа с именем Тоторкулова.

"Я с уважением отношусь к Тоторкулову, и если как он мне сказал, он не имеет никакого отношения к делам своих подчиненных, то я ни в коем случае не считаю его националистом. Те люди, которые за счет ущемления прав осетин пытаются заработать политические баллы и сеют зерна национализма являются националистами. Сегодня с уверенностью можно сказать как минимум о тех, которые расшатывают межнациональный мир на Кавказе, они фигурируют в письме на имя главы МИД России Лаврова, это Халкечев и Хубиев", - заявил Маршанкулов.

Однако Алий Тоторкулов иначе характеризует членов Конгресса карачаевского народа.

"В КЧР я связан с большинством населения, причём всех национальностей. В Конгресс карачаевского народа, который выступил против инициативы Южной Осетии, входит много уважаемых людей, и Маршанкулов просто льстит мне, связывая их всех со мной", - сказал Тоторкулов "Кавказ.Реалии".

В свою очередь, Маршанкулов настаивает, что общественная организация не должна лезть в политику. "Однако, я не считаю вмешательством в политику, если организация указывает властям на необходимость обеспечения языковыми правами или другими этнокультурными правами. Главное – заниматься проблемами своего народа, а не ущемлять другие", - поясняет Маршанкулов свою позицию.

Вместе с тем, очевидно, что грань между общественной и политической деятельностью размыта так, что четко их разграничить сложно.

Традиционно виноват

После прошедших в сентябре прошлого года выборов в Госдуму, где Алий Тоторкулов пытался стать независимым кандидатом, но региональные власти не допустили этого, многое в республике связывают с его именем.

Тоторкулов рассказал "Кавказ.Реалии", что ему без разницы, кто и что хочет "вешать" на него. "Пусть пытаются. Как говорится, на каждый роток не накинешь платок. Мне важно быть честным перед Всевышним и перед своей совестью, а народ всегда разберётся, где правда, а где ложь. Конфронтацию с представителями власти, которых кроме распила республиканского бюджета и удержания своей власти ничего не интересует, считаю справедливым. Руководство КЧР и Маршанкулова не интересует культура, история, язык, религия народов республики, их девиз: хлебом единым! Да и экономика их интересует только в части личного обогащения", - сказал глава РКНК.

Алания объединения, а не разъединения

Алий Тоторкулов допускает теоретическую возможность именования территории проживания карачаево-балкарцев Аланией. При этом тут же оговаривается, что много воды утекло со времени распада Алании, и в КЧР проживает много разных народов. "Так что, на практике это будет некорректно", - отмечает общественный деятель.

Однако, по словам Тоторкулова, столица Алании, её административный и духовный центр, находилась как раз в Архызе, где до сих пор сохранились останки города. Это, видимо, и дает сторонникам данной исторической теории утверждать, что карачаево-балкарцы также имеют право на аланское наследство.

"На территории Карачая и Балкарии и по сей день стоят аланские храмы, не говоря уже о многочисленных погребениях и других археологических находках. Алания занимала обширную площадь, являлась союзом разных племён и народов, которые в разной степени имеют право на наследие алан. В.И. Абаев, основоположник осетинского алановедения, сам признавал, что балкарцы и карачаевцы имеют не меньше оснований претендовать на аланских предков. Поэтому не надо тянуть одеяло только на себя. Осетины, если не брать во внимание разность языков, по культуре и традициям являются самым близким нам народом на Кавказе, особенно дигорцы", - заявил глава РКНК.

В свою очередь общественный деятель посетовал на засилье иранистов и слабость тюркологов в российской исторической науке. По его словам, как раз этот факт до сих пор не дает возможности добиться истины.

"Со времён Екатерины II в России пишут, преподают и изучают тюркофобскую, придуманную историю. Триста лет, со времён правления Петра I, вытравливают и замещают тюркизмы в русском языке заимствованиями из европейских языков. Но корни до конца вытравить невозможно, и сотни слов, начиная со слова "очаг", всё ещё остаются родными в русском языке", - резюмировал Тоторкулов.

Несмотря на то, что историческая Алания давно перестала существовать, она все еще живет в умах и становится предметом серьезных политических дискуссий на Северном Кавказе сегодня.

XS
SM
MD
LG