Ссылки для упрощенного доступа

Год гор без горного туризма


«Абдулатипов должен вспомнить проблему опустынивания».
«Абдулатипов должен вспомнить проблему опустынивания».

В Год гор Абдулатипов строил дороги в сторону Тляраты, а чем он порадует односельчан в Год Каспия?

Предстоящий год в Дагестане объявлен Годом Каспия. Это предполагает, что в 2017 году дагестанские власти будут особое внимание уделять улучшению экологической обстановки не только самого Каспийского моря, но и других водоемов. По крайней мере, как раз это следует из заявления дагестанского лидера Рамазана Абдулатипова.

«2017 год объявлен у нас Годом Каспия. Это означает, что мы вплотную займемся улучшением экологического состояния Каспийского побережья, водоемов, рек и озер», - сказал Абдулатипов.

Между тем глава республики отметил, что «предпринимаются меры по экологической реабилитации озера Ак-Гель, Южного Аграхана, также мы вплотную занялись вопросами сохранения Самурского леса и бархана Сары-Кум». Конечно, обещать - не значит жениться, это подтверждают и итоги предыдущего года.

Напомним, дагестанский лидер объявлял 2016 год Годом гор. Предполагалось создание основ для обеспечения устойчивого развития горных территорий Дагестана, сохранение и развития традиций, обычаев самобытного, многовекового культурного уклада горцев. Более того, глава республики в интервью СМИ заявлял: «В рамках Года гор мы будем заниматься строительством и реконструкцией автомобильных дорог, мостов, социальной инфраструктуры, планируем открывать новые производства. И, конечно, развивать горный туризм. Также планируем восстановить несколько консервных заводов; уже сдали Кикунинский консервный завод в Гергебильском районе, есть возможность создать в ряде районов такие цеха, которые будут круглогодично обеспечивать завод сырьем».

Дагестанский экономист Халил Халилов рассказал «Кавказ.Реалии» об успехах и провалах Года гор.

«Туризм, конечно, практически не развивался в тех масштабах, в которых хотелось бы. Относительно того, что задумывалось, масштабы сделанного были незначительные. Но в то же время была проделана достаточно серьезная работа в части строительства дорог в горной части республики. Во-первых, власти активно асфальтировали дороги, осталось три или четыре райцентра, где эти дороги до асфальтного покрытия не доведены», - сказал Халилов.

Эксперт отметил, что шла работа по расширению ряда дорог в горной части республики. В качестве примера Халилов привел дорогу, простирающуюся вдоль Аварского Койсу до границы с Грузией. В основном, по мнению эксперта, бюджетные средства для строительства дорог ушли на их расширение в горной части региона. «Если не будет строительства дорог, все остальные проекты нельзя будет реализовать, и все намерения возродить горные районы останутся лишь на бумаге», - заявил он.

Что касается открытия новых производств, восстановления нескольких консервных заводов и создания в ряде районов цехов, которые будут круглогодично обеспечивать завод сырьем, Халилову кажется «то, что такое прозвучало, это какая-то безответственность со стороны первого лица, потому как строительство цехов региональной власти не к лицу». По мнению эксперта, власти должны больше сфокусироваться на создании инфраструктуры. В этой связи Халилов отмечает, что «никто в бюджете не закладывает средства, и нет таких ресурсов, чтобы республиканская власть могла строить консервные заводы».

Между тем эксперт считает, что Год гор не сильно повлиял на проделанные работы: «Что касается дорог, то это все реализовывалось и без Года гор. С приходом к власти Абдулатипов сделал большой упор на строительство дорог в горных районах. Он ведь родом из Тляратинского района. Вот в ту сторону дороги развиваются в этом, развивались в прошлом и будут развиваться в следующем году».

С приходом к власти Абдулатипов сделал большой упор на строительство дорог в горных районах. Он же ведь родом из Тляратинского района. Вот в ту сторону дороги развиваются и в этом, развивались и в прошлом, и будут развиваться в следующем году

Однако повезло не всей горной части Дагестана, особенно той, что южнее родового села Рамазана Абдулатипова. Как выяснил «Кавказ.Реалии», южный Дагестан со своей горной частью остался вообще вне мер, предпринятых для развития горных районов. Об этом рассказал директор Фонда социально-экономического развития Дагестана «Родина» (Ватан) Маир Пашаев. «В горных районах юга республики ничего не сделано в Год гор. Даже в планах ничего не было и нет», - заявил Пашаев.

Но список обещанных, но не сделанных дел, имеет не только географическое измерение. Следует отметить, что глава региона ставил задачи, в том числе законодательного характера. «Будем принимать Горную хартию и намерены предложить проект программы по развитию горных территорий России, потому что горы - это величайшее создание природы и ими надо заниматься серьезно», - говорил он.

Настаивая на необходимости такого документа, Абдулатипов отмечал, что хартия позволит, во-первых, осваивать горные территории и, во-вторых, защищать их путем разработки специальных программ. «Нужно создавать условия для развития бизнеса в суровых условиях гор, где фактически нет рыночной экономики. Но это территории для прекрасного отдыха, производства экологически чистой продукции, ведь у плодов, овощей, мяса, которые производятся в горах, совершенно иное качество», - заявлял глава Дагестана.

Однако несмотря на резонансное анонсирование, никакой хартии принято не было, а слова так и остались словами.

Кроме того, Абдулатипов планировал провести в Дагестане Каспийский международный форум по межрегиональному сотрудничеству прикаспийских государств.

«Я доложил Владимиру Путину, что хочу организовать в октябре в Дагестане Каспийский международный форум по межрегиональному сотрудничеству прикаспийских государств. Нам нужно заниматься созданием государственной программы освоения Каспийского моря. Я считаю, что у Каспия огромный потенциал межрегионального сотрудничества, который нужно использовать эффективно и во благо страны. Именно это мы намерены обсудить на форуме», - обещал чиновник. По непонятным причинам форум так и не стал реальностью.

Забудут ли про север в Год Каспия?

Говоря об экологических проблемах Дагестана, Абдулатипов не вспомнил об опустынивании земель северной части республики.

«Абдулатипов должен был вспомнить проблему северной части республики, проблему опустынивания. Это тот регион, где пасутся огромные стада, регион, который дает Дагестану многое в части экономики», - заявил Ахмет Ярлыкапов, старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО МИД России.

«Овцы здесь пасутся теперь круглый год - в Ногайской степи это происходит круглый год, поэтому степь просто не отдыхает. Это ведет к опустыниванию и принимает масштабы экологической катастрофы».

По словам эксперта, после развала Советского союза многие вещи перестали контролироваться, в частности, отгонного животноводства как такового уже нет.

«Овцы здесь пасутся теперь круглый год - в Ногайской степи это происходит круглый год, поэтому степь просто не отдыхает. Соответственно, это ведет к опустыниванию. Земля страдает, она не восстанавливается. Это уже принимает масштабы экологической катастрофы. Последние годы люди вынуждены спасать кладбища из-за этих процессов. На кладбищах обнажаются кости захороненных там людей», - заметил кавказовед.

Эксперты оценивают как критическую не только ситуацию в Ногайской степи, но и район кизлярских пастбищ.

Так, заведующий лабораторией почвенных растительных ресурсов Прикаспийского института биологических ресурсов Дагестанского научного центра РАН Марат Баламирзоев отмечает: «Современное, близкое к критическому состояние кизлярских пастбищ требует неотложной организации оперативного мониторинга и разработки перспективного научно-обоснованного плана мелиораций деградированных засоленных почв и рационального использования земель».

На отсутствие системного видения проблемы обращает внимание и Ахмет Ярлыкапов.

«К сожалению, никто этим не занимается. Во-первых, надо навести порядок в хозяйствовании. Экологическая ситуация аукнется на экономике Дагестана, поскольку земли тяжело будет восстановить», - резюмирует Ярлыкапов.

Судя по тому, что опустынивание Абдулатипов даже не упомянул, он и не планирует решение этой проблемы, а это не может радовать.

Не видит системного подхода к решению проблемы и Пашаев. «По проблеме Самурского водозабора мало будет сделано. Для того, чтобы что-то реально сделать, необходимо провести экспертизу, вырабатывать практическое, другое техническое решение в проектной плоскости и поменять проект, пожертвовав частью уже произведенных затрат. Этим никто не занимается. Нужна прежде всего воля власти, которая должна признать ошибки и найти другое, приемлемое решение», - сказал собеседник «Кавказ.Реалии».

XS
SM
MD
LG