Ссылки для упрощенного доступа

Материнский капитал как бизнес


Северный Кавказ - лидер по числу махинаций с материнским капиталом

Десять лет назад в России был принят закон, предполагающий выплату материнского капитала за рождение второго ребёнка. Республики СКФО являются лидерами по числу мошенничества с этим видом господдержки.

Уголовными делами здесь известны Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария и Чечня.

За последние годы махинации с маткапиталом (впрочем, как и со всеми социальными пособиями) приобрели на Северном Кавказе катастрофические масштабы. Уголовными делами здесь известны Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария и Чечня.

Самыми распространёнными видами мошенничества на Кавказе являются незаконное получение денег, когда преступники используют поддельные документы о рождении ребёнка, а также обналичивание маткапитала - когда матери отдают свой сертификат и доверенность третьим лицам, которые оформляют фиктивные документы о проведении ремонта или покупке жилья. Цена такой услуги доходит до 100 тысяч рублей, а некоторые мошенники и вовсе пропадают со всей суммой господдержки.

Дагестанский адвокат, попросивший не упоминать его имени, утверждает, что знает немало случаев, когда человек, который «массово собирал сертификаты, разбогател и откупился от органов».

Обращение матерей к третьим лицам, по его словам, обычная практика для Дагестана, поскольку «люди в массе своей не хотят возиться со сбором документов, да и не умеют»

Обращение матерей к третьим лицам, по его словам, обычная практика для Дагестана, поскольку «люди в массе своей не хотят возиться со сбором документов, да и не умеют». Также это объясняется там, что на Кавказе «дистанция между чиновником и простым человеком больше, чем в остальной России»: слишком сложные процедуры и условия получения маткапитала.

«Мошенник предлагает им отдать сертификат, обещая, что выплатит в будущем 70-80%. Потом, пользуясь коррупционными связями в органах власти, обналичивает деньги», - объясняет защитник.

В Пенсионном фонде Дагестана заявили «Кавказ.Реалии», что информируют жителей о мошенниках и предупреждают, что средства материнского капитала можно получить только по безналичному расчету. «Те, кто соглашаются принять участие в схемах обналичивания, сами являются нарушителями закона», - подчеркнули в ведомстве.

В Чечне жертвами мошенников становятся либо безграмотные в правовом отношении люди, либо те, кто не хочет или не может ждать три года. Некоторые же просто боятся, что сертификат обесценится, грянет кризис и государство откажется от выплат. «Существует даже фирмы, которые занимаются обналичиванием денег, - рассказывает чеченский адвокат, знакомый с ситуацией. - Периодически возбуждают уголовные дела, но до верхушки этой мошеннической схемы не доходят».

Собеседник «Кавказ.Реалии» уверен, что мошенница была подставным лицом чиновников из чеченского Пенсионного фонда, однако в отношении ведомства не провели даже проверки.

Он напоминает о деле жительницы Чечни Таус Виситаевой, которая два года назад обвинялась в хищении средств материнского капитала на общую сумму в 36 миллионов рублей. Виситаева и её сообщники обманули 101 женщину, обещая за проценты обналичить материнский капитал, но в итоге присвоили всю сумму выплат. Собеседник «Кавказ.Реалии» уверен, что мошенница была подставным лицом чиновников из чеченского Пенсионного фонда, однако в отношении ведомства не провели даже проверки.

Другое крупное уголовное дело, связанное с материнским капиталом, проходило в этом году в Кабардино-Балкарии. Весной перед судом предстали мошенники, присвоившие в республике более 100 миллионов рублей: преступники подписывали фиктивные договоры целевого займа с владельцами сертификатов. Также они получили от 66 владельцев сертификатов более 320 тысяч рублей в качестве оплаты за подготовку и оформление липовых документов.

Юрист из Кабардино-Балкарии рассказывает «Кавказ.Реалии», что пять лет назад в республике также произошёл скандал, в котором был замешан на тот момент руководитель Пенсионного фонда Хасанби Шеожев. В 2011 году местный житель Борис Саракуев обвинил Пенсионный фонд и банк «Еврокоммерц» (лишился лицензии в 2015 году), одним из соучредителей которого был сын Шеожева Владимир, в махинациях с материнским капиталом: по его утверждению, в республиканском Пенсионном фонде разрешали расплачиваться маткапиталом по кредитам, взятым только в «Еврокоммерце».

Так или иначе в скандалах, связанных с материнским капиталом, постоянно всплывает Пенсионный фонд.

Так или иначе в скандалах, связанных с материнским капиталом, постоянно всплывает Пенсионный фонд. Ведь трудно представить, чтобы мошенники могли на протяжении длительного времени так нагло обманывать государство, не имея связей «внутри».

Отметим, что в текущем году размер материнского капитала не индексировался и составил, как и в 2015-м, 453 026 рублей. Средства материнского капитала можно потратить на улучшение жилищных условий семьи, получение образования любого из детей, увеличение будущей пенсии, однако сделать это можно по истечении трёх лет после рождения (или усыновления) второго ребёнка. Если же улучшение жилищных условий связано с использованием кредита, возраст ребёнка значения не имеет.

XS
SM
MD
LG