Во Владикавказе продолжают спорить из-за плана по финансовому оздоровлению, предложенному Москвой. Департамент межбюджетных отношений России рекомендовал правительству Северной Осетии урезать финансирование некоторых образовательных и культурных учреждений. По мнению североосетинских экспертов, реализация этого плана чревата ростом протестных настроений в республике.
Документ под названием «Проект плана мероприятий к программе финансового оздоровления государственных и муниципальных финансов Республики Северная Осетия-Алания на 2016-2019 гг.», предназначавшийся для внутреннего пользования, был опубликован на сайте Министерства финансов республики 31 мая. Однако после шквала критики, разразившейся в некоторых СМИ и соцсетях, документ был изъят из открытого доступа. Североосетинских экспертов возмутило предложение ликвидировать либо перевести из республиканского подчинения в муниципальное знаковые для осетин учреждения культуры и спорта, литературные журналы, издающиеся на осетинском языке, Дигорский драмтеатр, получивший статус государственного.
Реакция властей была предсказуемой. Врио председателя правительства Северной Осетии Таймураз Тускаев заявил, что предложенная программа по финансовому оздоровлению будет реализовываться частично и пересмотра социальных обязательств в республике не будет:
«Указанные в документе учреждения социального характера, особо значимые для РСО-Алания, имеют определенную историю, они любимы нашими гражданами. Эти учреждения культуры будут работать».
Руководитель фракции партии «Патриоты России», депутат парламента Северной Осетии, член комитета по бюджету, налогам, собственности и кредитным организациям Маргарита Кулова считает, что оценка рекомендаций московских коллег «не может быть однозначной»:
«С одной стороны, есть мероприятия, которые при их реализации будут способствовать финансовому оздоровлению республики. Речь идет о расширении налогооблагаемой базы, о работе по повышению собираемости налогов и т.д. В то же время возникает много вопросов в отношении оптимизации бюджетных учреждений. Это не те вопросы, которые решаются с помощью каких-то бюрократических ножниц. Здесь необходимо провести очень профессиональную тщательную работу, чтобы постараться сочетать какие-то унифицированные подходы и учитывать региональную специфику. Мне кажется, при расчете оптимизации учреждений социальная эффективность вряд ли была принята во внимание. А нам надо учитывать социальную эффективность... При этом работа московской командой была проведена полезная, и часть рекомендаций, конечно, надо будет исполнять. Что касается другой части, то над этим надо думать, где можно, надо лоббировать наши интересы в органах исполнительной власти федерального центра».
Обозреватель сайта «Вести-Экономика», создатель финансового портала «Кто в курсе» Алексей Пухаев полагает, что для оптимизации расходов следует сокращать не мизерные расходы на культуру, а бюрократический аппарат. Говорит Алексей Пухаев:
«Северная Осетия остается одним из самых дотационных регионов России. Долговая нагрузка одна из самых высоких. Госдолг республики составляет 11,2 миллиарда рублей, это выше, чем доходная часть. Если госдолг выше ста процентов валового регионального продукта, в таких сложных условиях необходима оптимизация. Из Москвы приезжает команда и начинает изучать ситуацию. В этом документе – проекте плана – сразу вводится мораторий на новые заимствования до 2019 года. Это все логично – в долг республике запретят брать. И начинают исследовать непрофильные направления, которые можно срезать. Так сложилось, что проще всего сэкономить на культуре. Поэтому начинается сокращения библиотек, театров, оптимизация, оздоровление, пытаются переложить на муниципальный бюджет, но поскольку у муниципалитетов финансирование не лучше, то это означает, что эти ведомства и учреждения закроются. Резать культуру малоэффективно, на культуру и так мало выделяется средств. Необходимо сокращать чиновничий аппарат, сокращать бюрократию».
По словам Пухаева, новая команда врио главы Северной Осетии Вячеслава Битарова понимает, что в случае осуществления непопулярных мер в обществе вырастут протестные настроения.
«Эти меры по оптимизации встретят жесткое сопротивление, и на этом могут сыграть некоторые политические оппоненты, имеющие виды на власть, – продолжает Алексей Пухаев. – Поэтому новая команда этот документ публикует в папке «Restricted» – для ограниченного пользования. Они его публикуют на сайте Министерства финансов. Его замечают блогеры, такие как я, Сос Плиев и другие. И начинается шумиха. Они его удаляют, чтобы показать: ребята, это все мы делать не будем, вот смотрите, это просто план, ничего не бойтесь, мы его даже удаляем с сайта. И потом выступает Таймураз Тускаев и говорит, что эти меры мы принимать не будем. Таким образом, власть показала федеральному центру: ребята, извините, но мы это принимать не будем, потому что, если это сейчас сделать, будут большие проблемы. В этих условиях есть два варианта действий: или начать жесткую налоговую зачистку, вывести из серой зоны доходы крупных предприятий, немаленький бизнес, потому что вывод из серых схем убьет половину бизнеса, по уровню рентабельности они не смогут платить эти налоги. Или второй вариант – увязать все эти вещи. До сентября, до выборов главы республики ситуацию придержат, но потом федеральный центр будет говорить местной власти: ребята, мы вам дали мандат, урезайте, как хотите, но урезайте».
По мнению моих собеседников, североосетинскому правительству придется реализовать часть рекомендаций Департамента межбюджетных отношений России.