Linkuri accesibilitate

Юстиция

Глава Антикоррупционной прокуратуры, Вероника Драгалин.
Глава Антикоррупционной прокуратуры, Вероника Драгалин.

Борьба с коррупцией в системе юстиции станет приоритетом для Антикоррупционной прокуратуры в 2023 году. Это заявила глава Антикоррупционной прокуратуры Вероника Драгалин 1 февраля. Она подчеркнула, что коррумпированных судей, прокуроров и адвокатов необходимо исключить из системы.

«Если у нас есть коррумпированные прокуроры и судьи, которые компрометируют решения, которые принимают, мы никогда не сможем говорить о борьбе с коррупцией», — заявила на пресс-конференции Драгалин.

Она заверила, что не позволяет «влиять из вне» на прокуроров. «Я принимала на аудиенцию людей, которые говорили мне, что один адвокат сказал [им], что смог повлиять на прокурора из Антикоррупционной прокуратуры», — рассказала Драгалин.

Она утверждает, что чаще всего посредники, которые утверждают, что могут повлиять на прокуроров и судей оставляют деньги себе. «[Посредник] берет 10 тыс. долларов, чтобы человека не арестовали, а потом прокурор изучает доказательства и требует предварительного ареста. У нас есть люди, которые заявляют, что могут повлиять на судей и прокуроров, которые на самом деле совершают преступления, но у них нет „выходов“ на Антикоррупционную прокуратуру», заявила Драгалин. Она пояснила, что чаще всего посредниками в таких делах выступают адвокаты и следователи.

По ее словам, плата взяток судьям и прокурором создает «порочный круг». «Первый раз судья, прокурор, просит 5 тыс. евро после того, как им заплатят, просят еще 5 тыс. евро. Люди попадают в ситуацию, когда не могут оплатить большую сумму денег, которую просят коррумпированные судьи и прокуроры». — сказала Драгалин. По ее словам, это приводит к тому, что коррумпированные судьи и прокуроры незаконно богатеют, а граждане страдают. Если прокурорам не удается доказать коррупцию, они могут доказать незаконное обогащение.

Коррупция является особо тяжким преступлением и наказывается лишением свободы на срок от 7 до 15 лет. «Есть некоторые люди, кому мы позволяли годами заниматься скомпрометированной юстицией. Наша ответственность — собрать все ресурсы, чтобы исключить таких людей из системы юстиции, арестовать их, собрать доказательства, чтобы их осудили и отправили в тюрьму», — заявила Драгалин.

О делах

Рассказала глава Антикоррупционной прокуратуры и о расследованиях, которые прокуроры недавно передали в суд. По одному из дел, адвокат потребовал с клиента 10 тыс. евро, и пообещал передать их прокурору, чтобы он принял благоприятное решение. Клиент обратился к правоохранителям, и им удалось проконтролировать передачу денег. Получив деньги от клиента, адвокат действительно передал их прокурору. Встреча произошла на дороге за Кишиневом, куда оба приехали на автомобилях. Через несколько месяцев прокурор вынес решение, которое обещал. Когда человек передал вторую часть денег, подозреваемых задержали.

Во время расследования выяснилось, что прокурор сфальсифицировал доказательства. Адвокат также использовал фальшивые документы. Дело передали в суд в январе 2023. 14 томов.

По другому делу адвокат потребовал 30 тыс. евро, пообещав повлиять на судей Апелляционной палаты Бельц.

По третьему делу — адвокат обещал повлиять на судей из Дрокии и прокуроров из окружной прокуратуры Бельц. Тут под контролем передали 5 тыс. евро.

Драгалин несколько раз обратилась к гражданам, у которых просят взятки, и предложила им обращаться к правоохранителям. Она подчеркнула, что в таких случаях их освободят из-под уголовной ответственности.

«Чтобы мы могли отправить их в тюрьму»

Глава Антикоррупционной прокуратуры отметила, что «у преступников из системы юстиции нет иммунитета». Она пояснила, что подозреваемых во взяточничестве прокуроров, адвокатов и судей, можно задержать без разрешение органов самоуправления.

В то же время Драгалин считает, что необходимо ужесточить наказания за «преступления против правосудия». Она пояснила, что в Молдове такие преступления считаются легкими и предусматривают наказание до двух лет лишения свободы.

«Чтобы, когда ловим людей, которые пытаются вмешаться в осуществление правосудия: пытаются лгать на судебном процессе, фальсифицировать доказательства, или „сливать“ информацию, которая может разрушить уголовное дело, мы могли отправить их в тюрьму», — сказала Драгалин.

Глава Антикоррупционной прокуратуры выразила уверенность, что все кто хотят настоящую реформу юстиции, должны объединить усилия, чтобы исключить из системы коррумпированных людей. По ее словам, только после этого можно будет победить коррупцию и в других сферах.

Высший совет прокуроров (ВСП) отклонил заявление министра юстиции Серджиу Литвиненко об отмене конкурса на пост главы Прокуратуры по борьбе с оргпреступностью (PCCOCS). Решение приняли на заседании 31 января. Также совет рассмотрел и другие заявления, связанные с проведением конкурса. 

Как Литвиненко предлагал отменить конкурс

В начале заседания 31 января, министр юстиции предложил отменить конкурс на пост главы PCCOCS. Он сообщил, что подал соответствующее заявление и предложил внести в повестку заседания. По его словам, на предложение повлияли «взаимные обвинения». Также, Литвиненко предложил, чтобы его заявление рассмотрели приоритетно. Его предложение поддержали и другие члены совета.

Литвиненко считает, что доверие к конкурсу подорвано и поэтому его необходимо отменить. «Думаю, мотивов более, чем достаточно», — заявил министр. Также он подчеркнул, что «необходимо укрепить доверие общества к прокуратуре». Министр пояснил, что решение совета не помешает кандидатам, которые подали заявки на участие в конкурсе, участвовать в новом конкурсе.

Член ВСП из числа прокуроров Эдуард Варзарь сказал, что Литвиненко использовал «общие нормы», которые «ведут на неправильный путь». «Господин министр, речь идет о имидже прокуратуры и Высшего совета прокуроров», — сказал Варзарь. Он подчеркнул, что необходимо принять законное решение.

Затем члены совета решили обсудить вопрос без присутствия журналистов. Вернувшись с закрытого совещания, председатель совета Анжела Мотузок заявила, что конкурс не отменят.

Обращение Эдуарада Булата

В Совет также обратился экс-прокурор Эдуард Булат. Он предположил отменить конкурс на пост главы PCCOCS и назначить его на эту должность. По его мнению, как бывший замгенпрокурора, он мог выбрать любую должность в прокуратуре.

Булат был заместителем и.о. генпрокурора Думитру Робу. После того, как новый и.о. генпрокурора Ион Мунтяну назначил новых заместителей, Булат решил, что имеет право выбрать любую должность.

Совет прокуроров отклонил его обращение, как необоснованное, отметив, что Булат может напрямую обратиться в суд.

Обращение Евгения Рурака

Отклонил совет и заявление кандидата на пост главы PCCOCS Евгения Рурака. Он просил отменить указ совета о формировании спецкомиссии, которая проверят кандидатов на пост главы PCCOCS. Принимая это решение совет, отметил, что Рурак уже подал жалобу в Апелляционную палату по поводу состава комиссии.

Ранее стало известно, что Рурак подал жалобу в Генпрокуратуру в связи с тем, что Институт европейских политик и реформ (IPRE) якобы незаконно получил доступ к его личным данным (Юлиан Гроза является исполнительным директором IPRE). 26 января IPRE признал, что получил по ошибке доступ к данным Рурака.

Заявление Юлиана Грозы

Рассмотрел совет и заявление одного из членов спецкомиссии, которая проводит предварительный отбор главы PCCOCS, Юлиана Грозы. Ранее он публично сообщил, что подвергся давлению и предложил отменить конкурс. Выступая в совете, Гроза рассказал, что анонимные Telegram-каналы пытались его дискредитировать. Он сообщил, что его также предупредили о действиях, которые против него могут предпринять. В том числе Гроза получил сведения, из которых сделал вывод, что против него могут открыть уголовное дело в связи с получением доступа к личным данным Рурака.

Он сказал, что сомневается, что есть причины для жалобы, которую подал в прокуратуру Рурак. Гроза пояснил, что эксперт получил доступ к данным Рурака случайно. «Я воспринимаю это, как преследование неправительственной организации», — заявил Гроза. Он подчеркнул, что то, о чем он заявил «очень важно и для совета, и для общества».

Гроза предложил совету решить, стоит ли продолжать проведение конкурса. «Один из членов Высшего совета прокуроров, и.о. главы Высшего совета магистратуры [Дорел Мустяцэ входит в ВСП, а также является и.о. главы ВСМ - Europa Liberă] позволяет себе не только обсуждать, что мог бы сделать член комиссии, который, по его мнению, был неудобным, наверное, потому что я неподкупный, но и говорить об этом другим людям», — сказал Гроза.

Он подчеркнул, что лично не знаком ни с самим Рураком, ни с Дорелом Мустяцэ. Гроза положительно оценил то, что Мустяцэ взял отвод от рассмотрения этого вопроса.

Член ВСП из числа прокуроров Инга Фуртунэ уточнила у него, пода ли он уголовную жалобу. Она пояснила, что для уголовного дела нужны четкие доказательства. Гроза отметил, что не намеривался этого делать, а правоохранительные органы могли сами начать проверку после того, как он публично сообщил о давлении.

Литвиненко вновь предложил отменить конкурс. Решение совет принял на совещании в закрытом режиме. Вернувшись с совещания в закрытом режиме, председатель ВСП Анжела Мотузок сообщила, что обращение Грозы отклонили. Копию обращения Грозы передадут в Генпрокуратуру для проверки.

1 февраля комиссия, которая проводит отбор кандидатов на пост главы PCCOCS, планировала провести с ними собеседования. В конкурсе участвуют трое человек: Серджиу Руссу, Евгений Рурак и Андрей Мацко.

Încarcă mai mult

XS
SM
MD
LG