Linkuri accesibilitate

Ernest Vardanean

12 июля министерство обороны Турции сообщило о приземлении транспортных самолетов из России, которые доставили первую партию зенитно-ракетных комплексов С-400 «Триумф». Они прибыли на авиабазу Мюртед в вилайете Анкара. Открылась новая страница в российско-турецких отношениях, в диалоге Турции с США и другими союзниками по НАТО и уж точно в военно-стратегическом раскладе в Черноморском регионе и Восточном Средиземноморье.

С-400 «Триумф» - российская зенитно-ракетная система большой и средней дальности, предназначенная для поражения средств воздушного нападения и разведки и любых других воздушных целей в условиях интенсивного огневого и радиоэлектронного противодействия. О переговорах между Москвой и Анкарой на предмет покупки этих комплексов впервые стало известно в ноябре 2016 года, а в сентябре следующего года турецкая сторона подтвердила факт сделки на 2,5 млрд. долларов, напоминает газета «Коммерсант».

Несмотря на жесткую критику со стороны США, сделка состоялась. Американцы почти два года безуспешно уговаривали Турцию, порой требовали, иногда угрожали, говоря, что российские вооружения технически не совместимы со стандартами НАТО. Иными словами, США опасались того, что наличие «чужого» элемента в системе безопасности Альянса не даст возможности его членам контролировать небо над Турцией и в то же время даст такую возможность России.

В качестве ответной меры американцы решили исключить Анкару из списка участников программы создания истребителей F-35. В Вашингтоне сказали, что изготавливаемые турками компоненты боевой машины можно произвести в других странах. В то же время США рассматривают возможность заморозки поставок 100 этих самолетов в Турцию. Однако Анкара не изменила своего решения – и вот первые С-400 прибыли на место.

«F-35 нельзя купить, не являясь союзником США. А как только отношения с Вашингтоном портятся, самолет в ваших руках тут же превращается в дрова и становится бесполезным», - пояснил «Коммерсанту» старший научный сотрудник Высшей школы экономики Василий Кашин и напомнил, что система F-35 снабжена технологиями, которые позволяют передавать поставщику сведения о состоянии самолета, количестве и продолжительности полетов. Таким образом, если Турция все-таки получит F-35, она фактически окажется в зависимости от США.

В другой публикации цитируемая газета поясняет, что Турция является участницей «третьего уровня» в проекте создания самолетов. Это означает, что Анкара не имеет доступа к большинству технологий и занимается сборкой относительно несложных компонентов. По информации Defense News со ссылкой на американских военных, лишение Турции производства этих компонентов и введение санкций может обойтись турецкой экономике в 10 млрд. долларов. Более того, американцы прекратят обучение турецких пилотов управлению этими самолетами, а всех граждан Турции, находящихся в США в рамках программы создания F-35, попросят покинуть Штаты.

Между тем, встреча Эрдогана и Трампа «на полях» саммита «Большой двадцатки» в Осаке поначалу дала основания думать, что американцы «простили» турок, а Эрдоган обещал больше «не шалить». Однако всё оказалось не так радужно. Как сообщает ТАСС со ссылкой на британскую газету Financial Times, проблема С-400 может перейти «от спокойного столкновения к катастрофе». «Для Эрдогана было бы неразумно слишком сильно полагаться на искренние высказывания Трампа на саммите в Осаке. Так как Конгресс США вряд ли будет так же оптимистичен, как Трамп в отношении санкций против Турции», - отмечает издание.

Еще до саммита в Японии Палата представителей Конгресса США одобрила резолюцию, содержащую призыв к американской администрации о всестороннем применении санкций против Турции в рамках принятого в 2017 году закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA), если Анкара всё же получит С-400. Конгрессмены призвали Трампа «к всестороннему осуществлению санкций», а турецкое правительство - отменить покупку С-400. По мнению членов Палаты Представителей, эта сделка «ставит под угрозу целостность американо-турецкого союза и подрывает НАТО», пишет «Регнум».

А буквально на днях, до доставки ракет в Турцию, глава пресс-службы Госдепартамента США Морган Ортэгус предупредил, что Анкару ждут негативные последствия. «Честно говоря, мы уже несколько дней подряд видим сообщения в ряде иностранных газет, что Турция сегодня получит С-400, так что в этом нет ничего нового. Наша позиция в Госдепартаменте в отношении Турции и С-400 не изменилась», - пишет ТАСС со ссылкой на слова госпожи Ортэгус.

«Все знают, и власти Турции знают, что в Конгрессе был принят закон, связанный с CAATSA. Всё остается так же, как и было. Мы уже сказали, что Турцию ждут реальные и негативные последствия, если они примут С-400», - добавила представитель Госдепа, напомнив также, что эти последствия включают прекращение участия Анкары в программе истребителей-бомбардировщиков F-35.

Продолжение следует

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

Энергетический потенциал Кипра настолько значителен, что даже заставил США пересмотреть восточно-средиземноморскую стратегию и поддержать энергетическое сотрудничество Греции, Израиля и Кипра, отмечает «Независимая газета». Сенат США разработал законопроект под названием «Закон о безопасности и партнерстве в Восточном Средиземноморье», где прописаны важнейшие для Никосии пункты: отмена введенного в 1987 году оружейного эмбарго, финансирование кипрского сектора безопасности, поддержка энергетического сотрудничества между Кипром, Грецией и Израилем.

В свою очередь, издание «Вести-Экономика» напоминает, что в число нефтегазодобывающих компаний, которые получили лицензию у Республики Кипр на бурение в регионе, входят американские гиганты ExxonMobil и Noble Energy, французская компания Total и итальянская Eni.

Интересно, что Республика Кипр не собирается лишать турок-киприотов их доли от прибыли, однако соответствующие возможности откроются только после воссоединения острова, которое, в свою очередь, не может произойти раньше, чем Турция выведет войска с острова и не отведет свой военный флот от его берегов. А пока доля турок-киприотов будет храниться в специально созданном в мае этого года инвестиционном фонде.

Между тем, продолжает издание, Турция строит две крупные военно-морские базы у берегов оккупированной части острова, а турецкие военные беспилотники круглосуточно патрулируют небо над турецкими буровыми судами. Франция получила у греческой стороны разрешение на заход своих кораблей в порт Мари. Российские военные корабли останавливаются в Лимассоле. А руководство Республики Кипр грозится наложить вето на расширение ЕС за счет Северной Македонии и Албании, если руководство ЕС не займет более жесткую позицию по отношению к Турции.

Как отмечает главный редактор журнала «Вопросы истории» Петр Искендеров в беседе с «Независимой газетой», у Брюсселя довольно ограничены возможности воздействия на политику Анкары, т.к. их диалог фактически заморожен. Поэтому гораздо весомее позиция США. Искендеров полагает, что противостояние идет не между Республикой Кипр и «ТРСК», а между Турцией и Грецией.

Нынешнюю эскалацию и ужесточение позиции Турции российский эксперт связывает с несколькими факторами, первый из которых – тупик, в который зашел процесс кипрского урегулирования. «Посредниками переговоров выступали и ООН, и ЕС, – напомнил аналитик. – Но никаких значимых достижений на этом пути добиться не удалось. В этой связи Турция считает, что она вправе предпринимать какие-то односторонние шаги, поскольку международное сообщество показало свою неспособность достичь реальных результатов».

Второй фактор – кризис в отношениях между Турцией и США, а также между Турцией и европейскими партнерами по НАТО. По мнению эксперта, Анкара сознательно идет на обострение, чтобы добиться более выгодной на переговорах с США позиции, будь то поставки в Турцию российских и американских вооружений, будущее американской военной базы в Инджирлике и т.д. Кроме того, Турция хочет играть роль энергетического хаба в Восточном Средиземноморье, а также контролировать месторождения. «Здесь ситуация очень сложная, поскольку в этом районе завязаны многие противоречия не только между Грецией и Турцией вокруг Кипра, но и противоречия между Израилем и Ливаном, сложная ситуация вокруг Египта и т.д.», – резюмирует Искендеров.

Следует сделать важную оговорку. Два буровых судна, посланных Турцией, должны провести разведку морского дна с целью найти еще какие-то запасы, но это задание, видимо, обречено на неудачу, поскольку месторождение «Афродита» находится ближе к берегам Израиля и Египта, чем Турции. Там же находятся два других гигантских газовых пласта – израильский «Левиафан/Тамар» и египетский «Зохр». Тогда зачем это нужно Турции, спросите вы? Затем, что незаконное появление турецких кораблей в водах Кипра – это лишь эффективный механизм для заявления своих прав и интересов в более масштабной игре, чем просто поиски газа.

Кроме того, 7 июля в Греции состоялись досрочные парламентские выборы, на которых левая партия «Сириза» Алексиса Ципраса потерпела поражение, уступив власть правоцентристской партии «Новая демократия», чей лидер Кириакос Мицотакис считается более жестким по отношению к Турции политиком. Как пишет ТАСС со ссылкой на греческие СМИ, ссылающиеся на турецкую оппозиционную печать, в Анкаре опасаются ужесточения позиции Афин и напоминают, что Мицотакис – младший брат Доры Бакоянни, бывшего министра иностранных дел Греции, которая на этом посту была сторонницей жесткой линии.

А еще есть мнение, что начавшаяся 12 июля поставка в Турцию российских зенитно-ракетных комплексов С-400 значительно осложнит обстановку в регионе и уж точно упрочит позицию Анкары в газовом споре в Восточном Средиземноморье. Но это уже другая история…

Часть 1

Читайте также:

Дать газу. Турция теряет позиции в Восточном Средиземноморье

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

Încarcă mai mult

XS
SM
MD
LG