Linkuri accesibilitate

Почему Молдова все еще зависит от российского газа, хотя говорит об обратном


Премьер-министр Молдовы Дорин Речан на прошлой неделе заявил, что «страна больше не потребляет газ от «Газпрома», а министр энергетики Виктор Парликов сказал, что правобережье Днестра «больше не нуждается в российском газе».

Europa Liberă объясняет, почему Кишинев все еще зависит от «Газпрома», хоть и уступил весь объем российского газа левому берегу, и каковы риски этой зависимости.

После трехмесячного перерыва компания Moldovagaz, в которой российскому «Газпрому» принадлежит две трети акций, возобновила поставки российского газа потребителям на правом берегу Днестра.

В Moldovagaz объяснили, что с потеплением левый берег Днестра стал потреблять меньше газа. Избыток накапливался на оперативном балансовом счете в точках соединения украинской и молдавской газотранспортных систем.

И чтобы не нарушать условия контракта с «Газпромом», «Молдовагаз» забрал обратно газ, который не поступал в Приднестровский регион в течение четырех дней — 500 000 кубометров газа в сутки.

Министр энергетики Виктор Парликов был удивлен этим решением и заявил, что «Молдовагаз» не согласовала этот вопрос с властями Кишинева, подчеркнув, что «позиция правительства заключается в том, что газ для правого берега должен закупаться у » Energocom", то есть из запасов, имеющихся у Молдовы, и на рынке SPOT.

Комментируя инцидент, премьер-министр Дорин Речан заявил, что „Молдова больше не потребляет российский газ”.

Почему Кишинев все еще зависит от «Газпрома»?

В то же время правый берег продолжает пользоваться электроэнергией Молдавсой ГРЭС (МГРЭС), которая вырабатывается из российского газа, от которого Кишинев решил отказаться в декабре, передав весь объем левому берегу. Тирасполь не платит Газпрому ни рубля за газ, но продает Кишиневу электроэнергию по цене более $70/МВтч.

Другими словами, Кишинев продолжает подпитывать свою зависимость от «Газпрома», перенаправляя в Приднестровье около 5,7 млн. кубометров газа в месяц.

«Решение перенаправить этот газ левому берегу [Днестра] было и остается основанным на очень важном аргументе, касающемся безопасности энергетической системы. Работа МГРЭС позволяет нам в случае взрывов и отключений не обращаться за помощью к Румынии», — заявил председатель парламента Игорь Гросу в интервью Europa Liberă.

По его словам, эта тенденция может сохраниться до тех пор, пока не заработают линии электропередач между Молдовой и Румынией, Исакча-Вулканешты-Кишинев на юге и Сучава-Бельцы на севере.

«Это предприятие [МГРЭС] позволит нам сохранить работоспособность энергосистемы, если РФ продолжит атаковать узлы энергосистемы. Иначе мы рискуем повторить опыт ноября, [когда Молдова осталась в темноте после российских бомбардировок энергоинфраструктуры в Украине]», — пояснил Гросу.

Каковы риски?

Технически правый берег Днестра не зависит от российского газа, но главная проблема заключается в обеспечении электроэнергией, сказал Europa Liberă эксперт по энергетике Сергей Тофилат.

Практически вся электроэнергетическая инфраструктура Молдовы зависит от Молдавской ГРЭС. Четыре из пяти линий, связывающих Молдову с Украиной, проходят через МГРЭС, объяснил эксперт.

«Сегодня мы не можем сказать, что Молдова сможет решить все свои проблемы, если „Газпром“ прекратит поставки газа. Для Молдовы это будет финансово и политически сложно. Кишиневу придется обеспечивать существование приднестровского региона. Мы едва можем обслуживать потребителей на правом берегу Днестра, а что если к ним добавятся еще 250 000?» — задается вопросом Тофилат.

Если Газпром в какой-то момент решит прекратить поставки газа в непризнанный регион, Приднестровье «обанкротится» и окажется в состоянии гуманитарного кризиса, говорит он.

По его словам, для того чтобы стать независимым, Кишиневу необходимо сделать две вещи: иметь соединительные линии с румынской энергосистемой и видение развития приднестровского региона, если тот перестанет получать бесплатный газ из России.

  • 16x9 Image

    Denis Dermenji

    Scriu pentru versiunea de limbă rusă și română a site-ului Europa Liberă Moldova, despre conflictul transnistrean și procesul de reglementare, dar și despre temele de actualitate din R. Moldova. Din 2018 până în 2021 am lucrat la Moldova 1 și Jurnal TV. În 2022,  fiind jurnalist la newsmaker.md, am scris și am filmat reportaje din regiunea Kiev, în timpul invaziei Rusiei în Ucraina.

XS
SM
MD
LG