Кишинев продлил еще на год контракт на закупку электроэнергии у Молдавской ГРЭС, которая с 2005 года принадлежит российскому гиганту «Интер РАО ЕЭС». Как и прежде, электроэнергия МолдГРЭС будет покрывать 70% потребностей Молдовы, а остальные 30 % обеспечит украинская компания ДТЭК. Новые контракты действительны с 1 апреля до конца марта 2019-го. Закупочная цена выросла с 5, 24 центов за киловатт-час — по оценкам СМИ, это на 16% дороже нынешней цены.
Молдавские потребители получают электроэнергию от дистрибьюторских компаний, которые, в свою очередь, покупают ее не напрямую у приднестровского поставщика, а через посредника – госпредприятие «Энергоком». Молдавские эксперты и журналисты-расследователи давно говорят о непрозрачности процесса закупки электроэнергии, вырабатываемой на российском природном газе, о скрытых интересах и незаконных доходах. Корреспондент Свободной Европы Лилиана Барбэрошие беседует с бывшим директором Национального агентства по регулированию в энергетике, экспертом института Viitorul Виктором Парликовым.
Виктор Парликов: В исследовании IDIS Viitorul, опубликованном в прошлом году в апреле, мы детально разъяснили механизм, посредством которого Российская Федерация финансирует сепаратизм в Республике Молдова на деньги молдавских потребителей электроэнергии. Они создали отличную схему, суть которой сводится к следующему: мы, потребители, своими руками поддерживаем, финансируем сепаратизм в своей стране. Эта схема работает по сей день. Эта власть не первая и, думаю, не последняя, которая попалась на эту удочку.
Свободная Европа: В прошлом году была предпринята попытка разорвать этот порочный круг, но потом вдруг власти заявили, что украинцы не в состоянии обеспечить нас электричеством в полном объеме…
Виктор Парликов: Во-первых, я не видел никакой информации со стороны украинцев о том, что они не располагают достаточными объемами электроэнергии. Напротив, за те два месяца, когда единственным поставщиком была украинская компания, они стопроцентно выполняли свои обязательства по поставкам. Никаких сюрпризов и трагедий не было.
Если бы речь шла только об интересах г-на Шевчука – это еще полбеды
Причина была в другом. Я считаю, что, к сожалению, политические элиты Молдовы продолжают служить стратегическим интересам Российской Федерации и делают всех нас соучастниками в продвижении планов России по сохранению приднестровского конфликта.
Свободная Европа: И как на деле работает этот механизм?
Виктор Парликов: Знаете, когда начнется обсуждение этого вопроса, в частности, когда Молдова попытается дистанцироваться от долгов, накопленных левобережьем Днестра, которые стремятся навязать Кишиневу, нам будет очень трудно – и это по вине политического класса, который был у власти в Молдове все 20 с лишним лет.
Потому что поставки газа на левый берег Днестра осуществляет компания MoldovaGaz, в которой молдавское правительство владеет блокирующим пакетом акций; и вторая компания, которая заключает контракты на приобретение электроэнергии с левого берега Днестра — ее стопроцентно контролирует правительство Молдовы.
В любой конфликтной ситуации – если, например, мы дойдем до международного арбитража, до любых политических дебатов по этому вопросу на международном уровне, Российская Федерация в любой момент сможет заявить: «Но таким было суверенное решение Республики Молдова! А мы тут при чем?»
Свободная Европа: Вы полагаете, что, когда власть говорит об отсутствии альтернативных источников, это неправда – альтернатива есть, и это – Украина?
Виктор Парликов: Это во-первых, а во-вторых, если следовать логике наших аргументов, то даже после того, как мы создадим систему взаимоподключения с Румынией, проблему решить не удастся. Потому что я не могу себе представить румынского поставщика, который мог бы составить конкуренцию электростанции в Днестровске, ведь она платит за газ по нереальным ценам.
Я не могу представить себе такого поставщика, и при любом раскладе Молдавская ГРЭС посмотрит на румынский рынок, посмотрит на украинский – и скажет: «Прекрасно. Вы продаете по 5 центов – мы можем это делать по четыре с половиной. Вы готовы снизить цену до четырех центов – тогда мы сбиваем ее до трех целых восьми десятых». Им неважно, за сколько продавать.
Если мы берем на себя обязательства по финансированию приднестровского региона, то давайте делать это открыто!
По моему мнению, и я об этом писал в прошлогоднем исследовании, Российской Федерации удалось создать целый арсенал инструментов, через которые текут деньги, с помощью которых финансируется лояльность политических элит Кишинева, их заинтересованность в сохранении статус-кво в Приднестровье. В том числе все то, что связано с известной компанией «Энергокапитал», возникшей ниоткуда – и за ночь канувшей в небытие…
Свободная Европа: Она просуществовала ровно столько, сколько во главе Приднестровья был г-н Шевчук…
Виктор Парликов: Нет, ведь г-н Шевчук был и до «Энергокапитала». Исчезновение «Энергокапитала» мы связывали не только с этим. Но если бы речь шла только об интересах г-на Шевчука – это еще полбеды, дело в том, что официальный Кишинев очень рьяно защищает эту компанию. Вот что непонятно! Если это деловой интерес г-на Шевчука, то неясно, почему молдавская власть с таким упорством защищала и продвигала эту схему?
Свободная Европа: Эта схема работает и сейчас?
Виктор Парликов: Нет. По крайней мере, «Энергокапитал», насколько мне известно, в этом процессе не участвует. Но кто знает, что происходит за Молдавской ГРЭС?
Свободная Европа: А возможно ли для Молдовы создать систему взаимоподключения с Румынией? Или это не по карману?
Виктор Парликов: Это не только возможно – это крайне необходимо, это жизненно важно для нас. Прежде всего, парадоксально, но нам, чтобы существенным образом улучшить свои позиции на переговорах, свою независимость или, скажем так, свои возможности выстоять в случае возможной энергетической блокады со стороны левого берега Днестра, даже не нужно создавать новые линии взаимоподключения с Румынией. Достаточно построить внутренние линии на территории Республики Молдова, которые мы не строили последние 27 лет, например, линию Вулканешты-Кишинев. Не думаю, что это дороже того, что мы дополнительно платили за электроэнергию – и уж тем более не дороже, чем безопасность государства.
Давайте посмотрим, кого мы на самом деле кормим – своих братьев или олигархов?
Свободная Европа: Г-н Парликов, разделяете ли вы мнение, согласно которому если Кишинев перестанет покупать кучурганскую электроэнергию, в Приднестровье разразится гуманитарная катастрофа? И что Кишинев не может быть в этом заинтересован?
Виктор Парликов: Этот аргумент я слышал и раньше. Но в этом случае хочу попросить наших уважаемых руководителей взять на себя ответственность за такую постановку вопроса. Иными словами, если сохранение экономической, финансовой и любой другой стабильности Приднестровья является частью нашей политики, то давайте выработаем отдельный стратегический документ, чтобы каждый гражданин Республики Молдова ясно понимал, за что он платит.
В англосаксонском праве существует принцип: человек может делать все, что ему захочется, до тех пор, пока он честно декларирует все свои действия. Следовательно, если мы берем на себя обязательства по финансированию приднестровского региона, «потому что они бедные, им не к кому обращаться, пенсий у них нет, но они наши, и мы должны их содержать» — то давайте делать это открыто!
Почему нам надо скрываться за какими-то схемами, тем более, что порядок работы этих схем, бесчестный и нечистоплотный, определяем не мы – решают они, и в результате львиная доля уходит в офшоры, а населению кое-что достается по остаточному принципу. Иными словами, если вопрос ставится так, что мы должны поддерживать своих братьев по левую сторону Днестра, то давайте посмотрим, кого мы на самом деле кормим – своих братьев или олигархов?