Вторая часть интервью Свободной Европы с бывшем президентом Румынии. Первая часть – здесь.
Свободная Европа: Вернемся к молдавско-румынскому сотрудничеству. Почему так туго продвигаются работы по сдаче в эксплуатацию газопровода Яссы-Кишинев?
Траян Бэсеску: Я бы не сказал, что дела идут так уж медленно…
Свободная Европа: Сдача в эксплуатацию все время откладывается.
Траян Бэсеску: Это правда – работа еще не закончена, но тому есть объяснение. Мощность газопровода Яссы-Унгень не очень значительная. Насколько известно, румынский «Трансгаз» выиграл конкурс на приватизацию газораспределительной компании Республики Молдова, и первый его проект касается расширения газопровода Яссы-Унгень до Кишинева. Это позволит Румынии поставлять в Республику Молдова 2-2,5 млрд кубометров газа ежегодно, а это почти покроет потребности.
Свободная Европа: Это если цена будет конкурентной…
Траян Бэсеску: Но ведь по-другому и быть не может!
Свободная Европа: Так почему проекты в сфере энергетики внедряются с таким трудом?
Траян Бэсеску: Посмотрите, сейчас открывается финансирование для взаимоподключения и через Юг, и через Север. Значит, работа не стоит на месте, и дело движется, – при всей бюрократии, потому что и Румыния, и Республика Молдова, и Брюссель, который финансирует проект, – это структуры, закостеневшие в своей бюрократии. Но работа будет доведена до конца. И хорошо, что принято решение о финансировании двух вышеуказанных проектов по взаимоподключению энергосистем.
Свободная Европа: А какие еще проекты помогут улучшить благосостояние граждан Молдовы?
Маленькая страна на линии противостояния двух крупнейших блоков не может рассчитывать на хорошую судьбу
Траян Бэсеску: Проектов много, а задач еще больше, лично я одним из приоритетов считаю мосты – через Прут у нас есть только два моста… В рамках программы Восточное партнерство можно решить вопрос, и если правительства наших стран признают приоритетным строительство еще двух мостов, то я уверен – мы их построим.
Но и это – не проблема номер один. Самая большая проблема действительно связана с взаимоподключением наших энергосистем, это – непременное условие и для унири, это приоритет приоритетов, я бы так сказал. Потому что чем дальше, тем дороже обойдется нам этот шаг. Приведу несколько простых примеров. В 1990-е годы ВВП на душу населения в Румынии и Республике Молдова был одинаковый, даже в Молдове чуть выше…
Свободная Европа: То есть, евроатлантическая интеграция стала толчком для развития Румынии?
Траян Бэсеску: …А сейчас в Румынии ВВП на душу населения – в 6,7 раза выше, чем в Молдове! Средняя зарплата составляет 4200 румынских леев, или около 800-900 евро, средняя пенсия достигает 260 евро. Согласитесь, не идет ни в какое сравнение со средней пенсией в Республике Молдова, которая составляет 80 евро!
Свободная Европа: Была когда-то инициатива о том, как помочь старикам, – чтобы правительство Румынии выделило надбавки к пенсиям. Думаете, это возможно?
Траян Бэсеску: Не знаю, возможно ли это. Официально никто ничего не объявлял, это было заявление одного из политиков – который, правда, находится у власти, но, тем не менее, это было неофициально. Но здесь я бы задавал вопрос по существу: Объединение приведет к уравниванию пенсий и зарплат в Республике Молдова и Румынии. Это бесспорно! И именно в этом, мне кажется, и должны состоять наши приоритеты.
Конечно, надо еще построить два-три моста через Прут, но проблема в том, как живут граждане Республики Молдова. Румыния сейчас в состоянии выдержать подобные финансовые расходы, потому что у нее мало долгов, по сравнению с допустимой в рамках Евросоюза максимальной величиной.
У Молдовы – два варианта: либо объединиться с Румынией, либо смириться с тем, что хорошая жизнь нам не светит
С другой стороны, кроме мостов, есть и другие неотложные задачи. Подписано Соглашение об ассоциации с ЕС, и молдавские фермеры беспрепятственно экспортируют свою продукцию на рынок Евросоюза. В свою очередь, и ЕС свободно поставляет товары в Республику Молдова. Но посмотрите, с какой огромной проблемой сталкивается молдавский фермер! Он должен конкурировать с европейскими фермерами в абсолютно неравных условиях!
В Румынии, например, фермер получает субсидии из расчета 190 евро на гектар пшеницы, кукурузы или подсолнечника. А что получает молдавский сельхозпроизводитель?.. Европейский фермер практически покрывает все свои расходы на выращивание продукции, а ее продажа приносит ему прибыль. А молдавский фермер так и остается бедняком.
В общем, вывод таков: чем быстрее произойдет Объединение, тем лучше для экономики Республики Молдова, и тем скорее страна сможет рассчитывать на европейские субсидии, которыми пользуется Румыния.
Свободная Европа: Но, так или иначе, здесь останется нынешний политический класс, а качество жизни граждан зависит и от качества политического класса, не так ли?
Траян Бэсеску: Да, но мы-то пришли с новыми политиками. И традиционные политические партии, по идее, так же должны выдвинуть новых политиков…
Свободная Европа: Если ваш кандидат не пройдет во второй тур, то за кого должны голосовать его избиратели?
Траян Бэсеску: За кандидата справа, проуниониста или проевропейца. Но мы пройдем во второй тур с Константином Кодряну!
Свободная Европа: И еще один нюанс прошу вас уточнить. Румынские европарламентарии противоречиво оценивают ход реформ в Кишиневе. Как вы считаете, почему мнения разделились и там?
Траян Бэсеску: Они же представляют разные политические семьи…
Свободная Европа: Но разве подход в отношении Республики Молдова не должен быть унифицирован?
Траян Бэсеску: Небязательно, это подход официального Бухареста должен быть одинаковым.
Свободная Европа: А Брюсселя – нет?..
Траян Бэсеску: Что же касается Брюсселя… Они – депутаты Евросоюза, не Румынии.
Свободная Европа: Да, но представляют они Румынию.
Траян Бэсеску: Согласен, конечно... Будем надеяться, что когда-нибудь и они прозреют. А пока проводят политику тех партий, к которым примкнули. Увы, Брюссель, к сожалению, пока этого еще не понимает.
У России денег больше нет даже для Приднестровья, которое ее перестало интересовать после аннексии Крыма
Есть попытки идеологизации подходов – в условиях, когда Европа вынуждена руководствоваться реальными приоритетами, что действительно и в отношении Республики Молдова. Я заметил, что здесь очень сильны течения справа, слева, я тоже пытался исходить из сложившихся реалий, старался приспособиться к ним, но должен вам сказать, что в той ситуации, в которой находится сегодня Европа, любая страна, в том числе Республика Молдова, должна руководствоваться приоритетами, а не партийной идеологией. А для Молдовы приоритет состоит в том, чтобы получить перспективу. И какие перспективы у Республики Молдова?..
Свободная Европа: Вопрос, который остается без ответа?
Траян Бэсеску: Да, потому что решения, которые предлагают крупные партии Республики Молдова, неосуществимы: вступление в Евросоюз или Евразийский союз... У Молдовы остается два варианта: либо объединиться с Румынией, либо оставить все так, как есть, смириться с тем, что судьба для нас – злая мачеха, и так будет до конца наших дней. Потому что маленькая страна, расположенная на линии противостояния двух крупнейших блоков, не может рассчитывать на хорошую судьбу .
Свободная Европа: Кишинев пытается улучшить отношения с Соединенными Штатами, говорили даже о стратегическом диалоге между Республикой Молдова и США…
Траян Бэсеску: Так и Румыния ведет с США стратегический диалог! Свидетельством может послужить противоракетный щит на нашей территории, военные базы. Но помните, что ни одного лишнего лея к зарплате отношения с США нам не принесли. Это сделали отношения с Евросоюзом.
Нашу безопасность действительно гарантируют и США, но прежде всего – НАТО. Поэтому – да, с Вашингтоном нужно поддерживать хороший диалог, но, как известно, (я разделяю эту точку зрения!), лучше всего, чтобы самые хорошие друзья находились как можно дальше от твоих границ. И Америка с этой точки зрения идеальна! Но надо также признать, что особый диалог Кишинева с Вашингтоном не принесет молдавскому фермеру лишнего стакана молока.
Свободная Европа: США много помогали Республике Молдова – программа Pământ, ремонт дорог, модернизация винодельческих предприятий…
Воронин отклонил «план Козака» и заставил Путина положить под сукно программу федерализации! Вот такими делами и должен запомниться президент
Траян Бэсеску: И Румыния получила существенную помощь до того, как стала членом Евросоюза, – и от Японии, и от США. Но какие перспективы открывает диалог Кишинева и Вашингтона? Перспективы благополучия для граждан Республики Молдова? Перспективы безопасности? Нет, и еще раз нет, потому что никогда… Вот чисто теоретически давайте представим себе неправдоподоподобную ситуацию: Российская Федерация вторгнется на территорию Молдовы. Вы думаете, хоть один американский солдат произведет хоть один выстрел ради защиты Республики Молдова? Нет, потому что Молдова не является членом НАТО.
Я не забуду свой визит к Саакашвили в те дни, когда российские танки шли на Грузию, а он все ждал, что американцы придут на помощь... Я говорил Саакашвили и его советникам: «Кроме минеральной воды ничего другого вы не получите. Не придет ни один американец, потому что Грузия – не член НАТО. Не придет ни Америка, ни Великобритания, ни Румыния – никто!» И – как в воду глядел…
Так что стратегический диалог – это одно, но молдавские политики должны иметь в виду, что данная «серая зона» – Украина, Республика Молдова, Беларусь – это пояс безопасности Российской Федерации. И за благосклонность этой зоны будут драться два крупнейших мировых блока. Но! Биться за благосклонность, а вовсе не за процветание региона.
А у России денег больше нет даже для Приднестровья, которое ее перестало интересовать после аннексии Крыма. Однако, Россия всегда будет оказывать давление на политические решения Кишинева через Приднестровье – силой, пропагандой и танками.
У Брюсселя нет вражеских танков для Республики Молдова, зато у него есть деньги. Брюссель дает деньги – Россия ведет пропаганду с помощью 12 телеканалов, и каждый пытается сохранить благосклонность соответствующих столиц. И ничего более.
Граждане Республики Молдова знают, чего я хочу: Объединения!
Свободная Европа: Вы вспомнили о хороших отношениях, которые сложились у вас с бывшим президентом Грузии Михаилом Саакашвили. Но и с Владимиром Ворониным вы ладили. Я позволю себе процитировать его последнее заявление, когда он на заседании парламента обвинил Румынию в содействии в организации государственного переворота 7 апреля 2009 года. Он заявил, что в тех событиях участвовали 200 военнослужащих румынских спецслужб.
Траян Бэсеску: Я был тогда президентом Румынии, и я уверяю вас, что никакой военной операции нельзя было провести – ни в Афганистане, ни в Ираке, ни на Балканах – без разрешения президента Румынии. Я гарантирую Владимиру Воронину, что ни один румынский солдат не переходил Прут.
Свободная Европа: Почему же он обвиняет Румынию в поддержке госпереворота?
Траян Бэсеску: Сильно сдал уже Воронин, стареет…
Свободная Европа: Вы хорошо его знаете...
Траян Бэсеску: Да, знаю, и я не могу не признать, что именно он, будучи президентом, выбрал курс на Запад.
Свободная Европа: Вы ему тогда помогали?
Траян Бэсеску: Я-то помог, но и сам он лично сделал все, что мог. И еще я не забуду того, что Воронин отклонил «план Козака», заставив Путина из самолета останавливать программу федерализации Республики Молдова. Есть поступки и решения, которые принимает президент. А на всякий старческий вздор, вот как сейчас у Воронина, можно и закрыть глаза.
Свободная Европа: Что бы вы передали нашим слушателям?
Траян Бэсеску: В эти святые дни Пасхальных праздников я желаю всем счастья, спокойствия, радости, – и желаю после праздников принять мудрые решения во имя своего будущего. Не стану даже говорить, чего бы мне хотелось, – но граждане Республики Молдова знают, чего я хочу: Объединения!