Linkuri accesibilitate

Раду Карп: «Граждане не в восторге от европейских идей, но еще меньше их прельщает альтернативный вариант»


Интервью доктора политических наук (Бухарест)​.

Раду Карп: В отличие от других выборов мэра Кишинева эта кампания вызвала живой интерес в Бухаресте – куда более активный, чем даже десять с лишним лет тому назад, когда Дорин Киртоакэ впервые баллотировался на пост столичного градоначальника.

События в Республике Молдова после распада проевропейского альянса, на фоне неустойчивой экономики и возникших проблем в финансовой сфере, выдвинули Республику Молдова на одно из первых мест в публичной повестке Румынии. И особенно – в контексте Столетия великого объединения, которое в этом году отмечалось 27 марта и в Бухаресте, и в Кишиневе, что с нашей точки зрения факт очень положительный.

ДПМ придумала хитрый ход – продвинуть независимого кандидата, который пользуется поддержкой Плахотнюка

Свободная Европа: Оба кандидата обещали – и, похоже, сдержали слово – не слишком торпедировать геополитический фактор. Однако сегодня многие наблюдатели говорят, что именно геополитика определила, куда пойдет дальше Кишинев…

Раду Карп: Разумеется, оба кандидата, а также их конкуренты в первом туре выборов пытались максимально сконцентрировать свою повестку на административных вопросах. По очень простой причине – этого хотел избиратель, избирателю надоела словесная политическая борьба, и ему совсем не интересно, чтобы новый мэр Кишинева использовал пост как платформу, трамплин к парламентским выборам. Кандидаты, которые хотели победить на выборах, уловили этот настрой электората.

Самый большой плюс г-на Нэстасе в том, что он отлично понял месседж и не стал настаивать, скажем так, на геополитической повестке, кроме того, он первым заявил о желании баллотироваться, опередив даже своего соперника Иона Чебана. Как первому в списке ему выпала особая ответственность, так как пришлось буквально с первых минут отражать всевозможные нападки.

Осенняя кампания еще не стартовала, но у Партии социалистов уже есть большая проблема

Сугубо геополитическая повестка отдалила бы возможность противостояния атакам. Думаю, в этом и состоит, в значительной степени, залог успеха. Г-н Нэстасе сосредоточился на административной составляющей, разумеется, не игнорируя при этом и политическую ориентацию страны, потому что Кишинев представляет большую часть населения Республики Молдова – и наиболее активную. Но, по моему мнению, на первый план все-таки вышли проблемы жителей столицы, и этот момент следует занести в актив г-на Нэстасе. А еще более заметную роль, чем на других выборах, сыграла и причастность к проевропейским политическим партиям.

Свободная Европа: А Демпартия выиграла или проиграла из-за того, что не выдвинула собственного кандидата и дистанцировавшись от второго тура? И каковы будут дальнейшие действия ДПМ, по вашему мнению?

Раду Карп: Демпартия придумала хитрый ход – продвинуть независимого кандидата, который пользуется поддержкой г-на Плахотнюка. Таким кандидатом стала Сильвия Раду. Но очень скоро ДПМ поняла, что каждый голос, поданный за Сильвию Раду, укрепляет шансы на победу кандидата социалистов. Трезво и прагматично взвесив все эти моменты, демократы решили сбавить обороты, чтобы не допустить победы социалистов в первом же туре.

Ну, а во втором туре сформировалось более или менее благоприятное отношение к проевропейскому кандидату. И не потому, что между этими двумя политическими блоками возникла большая любовь, все банально и просто: Демпартии кровно необходимо сохранить равновесие на предстоящих парламентских выборах, и она решила протестировать определенные формулы, которые можно было бы использовать в предстоящей избирательной кампании. Конечно, это был очень прагматичный расчет. Непричастность – тактика более благоприятная, более привлекательная и более результативная, нежели открытая поддержка того или иного кандидата.

Свободная Европа: Но что сейчас более выигрышно для Демпартии и ее лидера Влада Плахотнюка – поддержать Андрея Нэстасе или же чинить ему препятствия?

Все педалируемые варианты с Евразийским союзом – чистой воды утопия, избиратели это прекрасно уловили

Раду Карп: Вероятно, г-н Плахотнюк именно так и будет интерпретировать результаты прошедших выборов, – что если бы демократы хотели, то победа досталась бы социалисту, а посему они вправе рассчитывать на возрождение проевропейского альянса. Кстати, в упомянутом вами пресс-релизе ДПМ просматривается именно это – желание определить общего противника.

Но все не так просто, потому что Андрей Нэстасе заявил, что его победа направлена не только против социалистов, но и против олигархических сил. Осенняя кампания еще не стартовала, но на данный момент у Партии социалистов уже есть большая проблема, которая была выявлена на выборах в Кишиневе. Соответственно, ее кандидаты могут рассчитывать на 40% голосов, но большинства они не получат.

Иными словами, если бы выборы проходили в один тур, то победа Иона Чебана была бы гарантирована, но во втором туре все остальные объединяются против социалистов. Для партии с наиболее сильной поддержкой среди избирателей – для социалистов будет непросто найти союзников для создания парламентского большинства. Поэтому в Кишиневе все еще не совсем ясно, несмотря на то, что местные выборы являются хорошим барометром предстоящей парламентской кампании и возможных постэлекторальных альянсов.

Свободная Европа: То есть вы допускаете возможность альянса между ДПМ, которая заявляет о своей приверженности проевропейскому курсу, и антиолигархическими силами?

Раду Карп: Безусловно, после парламентских выборов в Республике Молдова не избежать определенной нестабильности, связанной с проблемами при создании единой платформы, потому что пропасть между этими двумя политическими блоками – я бы не стал называть их партиями – слишком глубока. Так что пока трудно предугадать, как оно там все получится.

Партия социалистов не может рассчитывать на абсолютное большинство, не может сформировать правительство и не может надеяться на союзников

Тем более, что президент, который мог бы, скажем так, выдвинуть аргументы в пользу коалиции на базе Партии социалистов, при нынешней политической системе лишен достаточных полномочий и не может повлиять на создание большинства. Поэтому большинство будет создаваться с трудом, при различных условиях со стороны партнеров по коалиции – и потому, скорее всего, это будет нестабильная коалиция.

Тем не менее, хочется верить, что удастся найти решение для обеспечения европейского курса Республики Молдова. Как показали результаты прошедших выборов, граждане в целом не в восторге от европейских идей, но еще меньше их прельщает альтернативный вариант, потому что социалисты ясно показали, что их повестка антиевропейская. Но что они предлагают взамен? Все педалируемые ими варианты с Евразийским союзом – чистой воды утопия, избиратели это прекрасно уловили. И поняли, что альтернативы Евросоюзу нет.

Со всеми плюсами и минусами проевропейский вариант – единственный подходящий в данный момент для Республики Молдова, это поняли и сторонники Сильвии Раду, и сторонники Андрея Нэстасе. Возможно, это осознали и потенциальные избиратели Иона Чебана, которые не рискнули голосовать за кандидата социалистов и предпочли отсидеться дома. И наверняка это поняли граждане Республики Молдова, которые живут за рубежом. В целом, люди поняли этот месседж даже лучше, чем политики.

Свободная Европа: Кстати, реакция главы государства не заставила себя ждать. Игорь Додон заявил, что «в Кишиневе вновь проявило себя геополитическое голосование, люди проголосовали за идеологию, а не за реальные управленческие качества». Президент добавил, что «главные битвы и победы социалистов еще впереди, начиная с осени этого года».

Раду Карп: Цифры – вещь упрямая. Сейчас Партия социалистов не может рассчитывать на абсолютное большинство и не может сформировать миноритарное правительство. Кроме того, она не может надеяться и на каких-то потенциальных союзников. Следовательно, даже если бы позиции Додона разделяло большее число избирателей, чем пришло на избирательные участки, Партия социалистов все равно остается при своей проблеме: она не в состоянии сформировать парламентское большинство.

Думаю, избирательная система останется без изменений, и в обозримом будущем особых сюрпризов не возникнет

Свободная Европа: Как вы считаете, Демпартия вернется к закону о выборах и смешанной избирательной системе? И если да, то какие решения возможны: отмена закона, его пересмотр с введением второго тура, или что-то иное?

Раду Карп: Нет: если бы можно было сдать назад, вопрос был бы уже снят с повестки. Думаю, этот закон был принят в электоральном контексте – и под Демократическую партию, которая никуда же не делась, она есть. А это значит, что с прошлого года, когда был утвержден закон, задачи не изменились. Поэтому, скорее всего, шага назад не будет.

Можно предположить, что Демпартия будет пытаться завербовать как можно больше так называемых независимых кандидатов – в надежде добиться с их помощью максимального результата; и здесь остается посмотреть, насколько проевропейской Платформе DA удастся использовать ту же стратегию и заручиться поддержкой известных лиц, которые не входят в партии, составляющие Платформу, но которые смогли бы успешно баллотироваться на парламентских выборах.

По моему мнению, именно на этом сосредоточатся партии в оставшееся до парламентских выборов время – кто сможет привлечь на свою сторону кандидатов, пользующихся доверием у избирателей, независимо от того, как они будут баллотироваться – по одномандатным округам или по партийным спискам. Это сейчас задача номер один для партий – найти таких кандидатов. Разумеется, за исключением ПСРМ, которая, как массовая партия левого толка, опирается, скорее, на пропорциональный вариант и меньше – на личности кандидатов.

Поэтому я думаю, что избирательная система останется без изменений, и в обозримом будущем особых сюрпризов относительно формулы выборов в Республике Молдова не возникнет.

Pe aceeași temă

XS
SM
MD
LG