Linkuri accesibilitate

Оана Серафим: «Пражская весна была надеждой, что свобода еще возможна» (ВИДЕО)


Проект «Антиностальгия — взгляд в будущее»

В Центре военной культуры и истории (бывший Дом армии) состоялись первые из десяти запланированных публичных дебатов в рамках проекта AntiNostalgia – privind spre viitor («Антиностальгия – взгляд в будущее»). Проект Свободной Европы – это десять документальных фильмов, десять круглых столов и серия репортажей о коммунистическом прошлом, а также о завтрашнем дне стран Центральной и Восточной Европы.

На первых дебатах участники искали ответ на вопрос: войска Варшавского договора, вторгшиеся в Чехословакию в 1968 году, – агрессоры или освободители? Гостями стали чешский фотограф Дана Кундрова, журналист, публицист, экс-директор Русской службы Радио Свобода Ефим Фиштейн, а также гражданин Молдовы Валентин Чобану, который в 1968 году попал в Чехословакию в составе советской дивизии. Модератором выступил глава кишиневского бюро Свободной Европы Василе Ботнару. Подробнее о проекте «Антиностальгия» – в интервью директора молдавской службы Радио Свободная Европа Оаны Серафим.

Оана Серафим: Это не единственный проект, посвященный ностальгии по прошлому. О ностальгии и антиностальгии говорят много, и говорят не только на нашем полушарии, говорят и на Западе. Людям вообще свойственно оглядываться назад, вспоминать то хорошее, что было в прошлом, вздыхать о невзгодах... Может, так оно и должно быть, иначе ведь не будет и движения вперед.

Оана Серафим
Оана Серафим

Наша идея, которую мы пытаемся реализовать в интернете, на нашем сайте и в ходе встреч, сводится к желанию заставить людей призадуматься, поразмыслить о тех или иных событиях. Не факт, что найдутся ответы на все вопросы, которые непременно возникнут. Ностальгия, особенно по тем временам, когда мы были молоды, красивы и полны жизненных сил, – это естественное чувство. Но вот что такое антиностальгия, откуда она берется – это уже другие вопросы.

Свободная Европа: В названии проекта – «антиностальгия». Можно считать это своеобразным ответом ностальгирующим людям?

Оана Серафим: Нет, это не так. Это лишь первая часть названия проекта, который называется AntiNostalgia – privind spre viitor («Антиностальгия – взгляд в будущее»). Давайте оставим прошлое в прошлом, и избавившись от плохих воспоминаний попытаемся смоделировать хорошее будущее. В этом и состоит наша задумка – не ворошить прошлое, не вступать в полемику и не пытаться найти врагов среди тех, кто испытывает ностальгию по тому самому прошлому.

Оккупация 1968
Așteptați
Embed

Nici o sursă media

0:00 0:10:34 0:00

Свободная Европа: Допустим, появится определенная ясность в вопросе о том, что именно произошло 50 лет назад в Чехословакии. Но что это даст молдавским гражданам – сегодня, сейчас, в 2018 году?

Оана Серафим: Тема этого круглого стола напрямую связана с тем, о чем участники вторжения в Чехословакию в 1968 году узнали позже. Вопрос, на который пытаются ответить участники дебатов, – кем на самом деле были те, кто на тот момент служил в советской армии и оказался невольным участником подавления Пражской весны? Они – агрессоры, как считало население страны, или освободители, как называли их те, кто на танках отправил в Чехословакию?

Свободная Европа: И как они сами себя ощущали на тот момент...

Оана Серафим: И как пытались они сами себя убедить. Это были очень молодые люди, судя по представленным в этом проекте фотографиям, которые можно просмотреть на нашем сайте. И этими очень молодыми людьми нетрудно было манипулировать. Манипуляция – не новое явление, оно существовало во все времена. Легче всего манипулировать людьми, которые ни о чем не задумываются. Именно это мы и пытаемся донести сегодня, в 2018 году: внимание – к тому, что вам говорят.

Свободная Европа: Вы призываете к размышлениям потому, что события, о которых идет речь, все еще окутаны тайной?

Оана Серафим: Думаю, и новые поколения должны знать, что, с одной стороны, ситуация представлялась в одном свете, с другой – в совершенно ином. Эта, если угодно, игра между тем, что было известно тогда – и что известно сегодня – чрезвычайно важна. Чтобы мы поняли, где мы находимся, и что хотим делать с нашей жизнью, с нашим будущим. Именно на эту мысль и ориентирован проект.

Свободная Европа: Итак, «агрессоры» или освободители»... На странице Свободной Европы в Facebook недавно написали, что этот вопрос высосан из пальца. Может, это действительно попытка прояснить очевидные вещи?

Оана Серафим: Для кого? Очевидные для тех, кто не испытывает сомнений. А человек, который в XXI веке ни в чем не сомневается – это не совсем наша аудитория.

Свободная Европа: Тогда я сформулирую вопрос иначе. Молдавское общество расколото, половина настроена проевропейски, половина пророссийски. Не исключен и такой расклад: проевропейцы считают ввод войск Варшавского договора в Чехословакию вторжением, а пророссийские граждане уверены, что ничего страшного в этом не было. В какой степени пророссийская часть общества может изменить свое мнение, если сама Россия не признала себя виновной во вторжении?

​​Оана Серафим: Акценты напрямую увязываются с тем, кто должен брать на себя ответственность за грехи прошлого, за грехи Советского Союза, Варшавского договора... Думаю, ответ на этот вопрос – была ли советская армия агрессором или освободителем – дают наши гости, фотограф из Чехии Дана Кундрова и экс-директор Русской службы Радио Свобода Ефим Фиштейн. Они, как очевидцы этого периода, могут попытаться дать если не четкий ответ, то сформулировать вопросы, которые сами собой напрашиваются, – и на которые каждый из участников должен найти свой ответ.

Мы не претендуем на истину в последней инстанции, не собираемся давать ответы и рецепты, потому что, как известно, мы считаем, что каждый человек имеет право на свой выбор и позицию.

Свободная Европа: Последуют и другие публичные дебаты, посвященные роли КГБ и спецслужб, депортациям, системам здравоохранения и образования времен коммунистического режима. Какие ожидания у вас от этого проекта?

Оана Серафим: Одно из ожиданий связано с нашим желанием помочь молодежи больше узнать о прошлом. В учебниках по истории этим событиям отведено, в лучшем случае, несколько страниц, а то и вообще по два предложения. Но без ясного понимания того, что произошло в регионе за последние 70 или 100 лет, будет очень трудно смотреть в будущее.

«Метания бессмысленны. Открыт один путь — в Европу»
Așteptați

Nici o sursă media

0:00 0:26:23 0:00

Свободная Европа: Как вы считаете, если бы не подавили Пражскую весну, то какое будущее бы оказалось у стран соцлагеря?

Оана Серафим: Для поколения того периода, как и для тех, кто просто читал и смотрел фильмы, Пражская весна олицетворяла надежду на перемены. Она принесла ощущение, что мир открылся. И 1968 год, который последовал после 1956-го, когда была подавлена венгерская революция, был как глоток свежего воздуха, как надежда, что дух свободы еще сохранился, что свобода еще возможна. Для меня и моих сверстников, тогда – подростков и совсем юных людей, эта весна была тайной мыслью о том, что если не молчать – то кто-нибудь да услышит!

Свободная Европа: И как вы считаете, все же найдется ответ на вопрос про агрессоров и освободителей?

Оана Серафим: Поживем – увидим. Достаточно следить в Facebook за ходом прений и слушать внимательно вопросы, ответы... И даже если название проекта покажется кому-то не совсем удачным или не совсем созвучным его собственной точке зрения, повторюсь: он призван не столько дать ответы, сколько поднять новые вопросы и помочь прояснить ситуацию, чтобы каждый мог найти свой собственный ответ.

XS
SM
MD
LG