Linkuri accesibilitate

«Я вижу вопиющее противоречие между статусом президента и моральными нормами»


Николае Осмокеску
Николае Осмокеску

Николае Осмокеску — о выборах, референдумах и Конституции

Несмотря на то, что де-юре Игорь Додон уже не является членом Партии социалистов, в реальности он ведет себя как лидер ПСРМ, и именно в этом качестве участвует в различных мероприятиях социалистов. Так было и на воскресном митинге, где социалисты представили свою предвыборную платформу. Насколько действия президента соответствуют букве и духу Конституции? Своим мнением со Свободной Европой поделился эксперт в области конституционного права Николае Осмокеску.

Свободная Европа: В воскресенье прошла масштабная акция социалистов, партия представила свои предвыборные обязательства. Участие в мероприятии неформального лидера ПСРМ Игоря Додона стало еще одним поводом вернуться к разговору о том, насколько совместима подобная манера поведения главы государства с нормами Конституции: теоретически президент не является членом Партии социалистов, но в действительности он никогда и не переставал им быть.

Николае Осмокеску: Проблема в том, что в ст. 81 Конституции – «Несовместимость и неприкосновенность президента» – не содержится четкого указания на то, что президент не может быть членом партии или ее лидером. Это требование предусмотрено в ординарных законах, в том числе в законе о президенте Республики Молдова.

Демократические нормы, которые в основном соблюдаются в большинстве европейских стран, предписывают, что на период исполнения мандата главы государства членство в партии президент приостанавливает – даже если он и был избран от этой партии. Потому что после утверждения мандата, в момент принесения присяги президент клянется представлять весь народ, соблюдать Конституцию и законы страны, защищать демократию, основные права и обязанности человека, суверенитет, независимость, территориальную целостность и неприкосновенность государства.

И в таком случае я вижу вопиющее противоречие между статусом президента и моральными нормами, которые обязывают главу государства приостановить свое членство в партии, не поддерживать ни одну из партий в ущерб другим – или за счет других. Но именно это мы неоднократно видели в последнее время, в том числе на мероприятиях, состоявшихся в Кишиневе в воскресенье.

Свободная Европа: Но, возможно, оправданием может послужить тот факт, что это все произошло в воскресенье, в нерабочее время президента?

Николае Осмокеску: Нет-нет, это не оправдание!.. Это может быть оправданием для школьника, который пропустил урок в субботу или не явился на какое-то мероприятие в воскресенье... Но – не для официального лица подобного ранга, да и вообще для любого главы государства...

Свободная Европа: Вы говорите о несовместимости с моральными принципами. Но в этом случае должны как-то отреагировать государственные институты, указав на недопустимость подобных действий? Президент Игорь Додон с самого начала как бы противопоставил себя букве и духу Конституции. Так не мешают ли ему конституционные положения действовать как члену партии или лидеру политформирования?

Николае Осмокеску: Это так, и я уже сказал, в статье 81 Конституции не указано – четко и исчерпывающе! – что глава государства не вправе быть членом партии в период исполнения мандата, что это является грубым нарушением Основного закона. Коль скоро президент избран народом, значит, он в обязательном порядке должен представлять...

Свободная Европа: Подобные факты не должны проходить мимо внимания госинститутов?

Николае Осмокеску: Разумеется, не должны. Неоднократно реакции буквально напрашивались, но, как мы видим, государственные институты – и, в первую очередь, парламент, который является высшим законодательным органом, ведь он – единственный, кто вправе инициировать различные процедуры по фактам тех или иных нарушений, допущенных главой государства, в том числе и процедуру отрешения от должности – так вот, госструктуры молчат...

Если он хочет баллотироваться по одномандатному округу, то нужно приостановить деятельность в качестве президента

Все остальные могут лишь высказывать свое отношение, давать оценку тем или иным действиям президента касательно его поддержки одной партии в ущерб другим. Тем более, что присутствие главы государства должно было бы обязывать всех, кто выступает на подобного рода мероприятиях, быть предельно осторожными в высказываниях, не давать голословных оценок иным партиям... В подобных дискурсах слишком много критики других партий, в том числе партии власти – все это звучало в минувшее воскресенье.

Свободная Европа: Игорь Додон намерен участвовать в предстоящих парламентских выборах по спискам ПСРМ. Правда, он обещал подтвердить свое намерение баллотироваться до 24 января. Как вы считаете, существуют ли какие-либо ограничения для главы государства – относительно его участия в качестве кандидата в парламентской кампании?

Николае Осмокеску: Ограничения, разумеется, есть – и прямые, и косвенные, и они не позволяют главе государства участвовать в очередных парламентских выборах по партийному списку. Некоторые из этих аргументов я уже называл, они достаточно четко классифицированы и изложены в постановлениях Конституционного суда, потому что, если мы помним, было неоднократное толкование различных статей Конституции в связи с избранием президента и затянувшимся периодом выборов главы государства. Следовательно, баллотироваться по спискам партии он не может.

А если он хочет баллотироваться как частное лицо по одномандатному округу, то ему нужно приостановить свою деятельность в качестве президента.

Тут нужно понять один важный момент: участие президента в парламентских выборах без приостановления мандата, в какой бы то ни было форме, – по партийному списку либо в одномандатном округе – автоматически влечет масштабное привлечение административных ресурсов в пользу данной партии или в его пользу, как частного лица.

Свободная Европа: Спикер и вице-председатель Демпартии Андриан Канду говорил, что Игорю Додону не позволят баллотироваться в парламент по спискам ПСРМ. А кто и как может это запретить президенту?

Николае Осмокеску: Правовые нормы и действующие представления, постановления Конституционного суда. Их много, как я уже говорил, сейчас не могу все перечислить...

Свободная Европа: Какое из госучреждений может заблокировать выдвижение президента?

Николае Осмокеску: Это парламент должен обратить внимание главы государства на тот факт, что в соответствии с таким-то и таким-то постановлением Конституционного суда, во время своего мандата президент не может участвовать в парламентских выборах по партийным спискам. Это исключительная компетенция законодательного органа. Так что парламент – и только парламент – может инициировать данную процедуру.

Свободная Европа: А Демпартия выступила с инициативой – кстати, позаимствованной у социалистов и Игоря Додона – одновременно с выборами провести референдум о сокращении числа депутатов – до 61-го, а еще вместо репрезентативного мандата ввести императивный. Как вы считаете, инициатива о плебисците соответствует Конституции?

Николае Осмокеску: Что касается инициатив по реорганизации и реструктуризации парламента – с точки зрения не его компетенций, а именно структуры – то они, по моему мнению, целесообразны, но не на последней стометровке перед выборами.

Потому что и пересмотр количественного состава депутатского корпуса, и предложение о введении императивного мандата, который сейчас признан недействительным, предполагают внесение поправок в Основной закон. А пересмотр Конституции до парламентских выборов, намеченных на февраль, никак не вписывается в сроки! Есть Конституция, и есть определенные процессуальные ограничения.

Свободная Европа: Вы имеете в виду шесть месяцев?

Николае Осмокеску: И эти шесть месяцев, и, кроме того, необходимо внести соответствующий запрос в Конституционный суд, у которого уже свои сроки рассмотрения... Нет, тут никак!

Свободная Европа: Но раз эта идея прозвучала, она на чем-то основана, так ведь? Может, есть какие-то обходные пути для того, чтобы обойти требования насчет шестимесячного срока?

Референдум, организованный второпях, обречен на неудачу. И особенно у нас!

Николае Осмокеску: Предложение по сокращению численности парламента? Число депутатов никак не отражается на полномочиях и обязанностях парламента. Он остается репрезентативным, высшим законодательным органом. Что касается лично моего мнения, то при нашем-то населении вполне хватит и 51-го депутата!

Свободная Европа: Значит, референдум по этому вопросу можно проводить?

Николае Осмокеску: В принципе, можно, но опять же – нехорошо проводить его одновременно с парламентскими выборами. Наша пусть и не очень долгая история показала, что электорат не готов к подобным упражнениям. Которые, кстати, в других странах вполне приемлемы.

Свободная Европа: И это единственное препятствие? В 2014-м две партии предложили провести референдум одновременно с выборами, но Конституционный суд заявил, что это невозможно – или, как минимум, что этот вопрос следовало обсудить на полгода раньше…

Николае Осмокеску: Да, это предписано процедурой, и Конституционный суд заявил, что это не вписывается в установленные сроки. Референдум требует очень серьезной подготовительной работы, а референдум, организованный второпях, обречен на неудачу. И особенно у нас! Здесь общество чрезвычайно расколото, и есть политические партии, которые преследуют прямо противоположные цели, – вот в чем проблема.

XS
SM
MD
LG