Linkuri accesibilitate

Анатолий Голя: «У нас никогда не было столь плохих отношений с Россией, при пророссийском-то президенте!»


Анатолий Голя и Валентина Урсу
Анатолий Голя и Валентина Урсу

Какие направления будут приоритетными для молдавской дипломатии в отношениях с Вашингтоном и Москвой? Мнение политического аналитика, журналиста Анатолия Голи.

Анатолий Голя: Думаю, эта часть молдавской дипломатии, по меньшей мере, странная, противоестественная. Это нелепо – не иметь послов в крупнейших столицах мира, при том, что послы есть в странах Балтии, в Скандинавии, которые – не скажу, что не являются важными для Молдовы, но все же есть страны, которые должны быть для нас приоритетными. Мы же проявляем некое пренебрежение… Достаточно долгое время у нас не было посла в Германии, нет его в Великобритании. В Китае; посол в России отозван для консультаций… Прошел месяц, и никто не знает, чем завершились эти консультации.

У Молдовы нет послов в наиболее важных странах — членах Совбеза ООН!

Возьмем Россию и Украину: когда между ними возникло состояние войны – сейчас, правда, ситуация не изменилась, но послы у них есть! – так вот, в начале обострения отношений послы обеих стран были отозваны на неделю-две. Отзыв для консультаций предполагает временный характер …

Свободная Европа: Сам спикер парламента заявил в интервью Свободной Европе, что решение об отзыве принято на неопределенный период, так как Российская Федерация оказывает давление на Республику Молдова...

Анатолий Голя: Все это так, но гражданское общество вправе знать, чем завершились консультации, что сказал посол, и какие дальнейшие шаги будут предприняты. Потому что в случае Российской Федерации, а также и в других случаях, речь идет об очень важных странах. Мне, например, представляется диким – в течение нескольких лет не иметь посла в Вашингтоне, затем назначить его, а через два месяца отозвать! Есть же, в конце концов, какие-то дипломатические правила, запрашивается агреман на назначение посла – и непозволительно такой маленькой стране, как Республика Молдова, каждые полгода запрашивать у Соединенных Штатов Америки согласие на назначение другого посла, как непозволительно и вообще не иметь своего дипломатического представителя.

Осенью было много разговоров вокруг обращения Кишинева в ООН по поводу вывода российской группы войск с территории Республики Молдова. Но для успешного завершения этого демарша необходимо было работать не только в ООН, но и в главных столицах мира. Спикер Канду, о котором вы упомянули чуть выше, ездил в Анкару, говорил с президентом Эрдоганом, просил о поддержке. А с руководством каких еще стран говорили на этот счет?..

Решения, по сути, принимаются каждый вторник на заседаниях руководства Демпартии

Сейчас у Республики Молдова нет послов в Вашингтоне, Китае, Великобритании, в Казахстане эту должность исполняет посол в России, который отозван… И все эти страны, за исключением Казахстана, в настоящий момент по ротации являются членами Совета безопасности ООН. Следовательно, у Молдовы нет послов в наиболее важных странах – членах Совбеза ООН! О чем тогда говорить, о каких успехах во внешнеполитической деятельности?

Свободная Европа: Эксперты считают, что происходит какой-то торг между правительством и президентом, и если сторонам удается договориться, то они делят между собой мандаты послов. Вы верите в эту гипотезу?

Анатолий Голя: Однозначно, я разделяю эту точку зрения. Буквально на днях думал об этом, освежил кое-какие события в памяти. Помните, 1 ноября 2017 года правительство приняло решение об отзыве нескольких послов? Прошло два с половиной месяца, уже третий месяц идет, – но никакого движения в этом смысле не последовало. Постановления правительства есть, но нет указа главы государства. Тем более, после отзыва и следующего шага – указа президента, (а президент, по моему мнению, согласится подписать указ), обязательно и без особого промедления должен последовать и третий шаг – назначение новых послов.

Уверен, именно здесь кроется суть политического торга. Помните, весною был назначен с десяток послов – и именно в результате торга между президентом и правящей коалицией? Глава государства получил тогда необходимый минимум, крайне для него важный – должности послов в Москве и Минске. Не исключаю, что посол Андрей Негуцэ, отозванный из Москвы для консультаций, вернется к своим обязанностям, но лишь после того, как завершится этот раунд переговоров между президентом и правительством.

Главе государства скажут: «Г-н президент, если вы хотите, чтобы ваш посол Негуцэ вернулся в Москву, то вам придется подписать кое-какие указы относительно других послов. Взамен мы можем предложить вам еще пару посольств». Не знаю уж, в Китае или еще где... А если нет, то я допускаю, что вопрос о замене послов будет решен с помощью Конституционного суда, в рамках процедуры временного отстранения президента от должности. Если таким образом назначаются министры и промульгируются законы, то почему бы не назначать еще и послов? Разумеется, это абсурдно, но такова на данный момент ситуация.

Свободная Европа: А как оценивают государства-партнеры нашу внешнюю политику, которую проводит Республика Молдова при отсутствии глав дипмиссий?

Решение зависит не от посла Негуцэ – и даже не от президента Додона

Анатолий Голя: Государства делают соответствующие выводы, – что Республика Молдова не проводит нормальной политики, и не только внутренней, но и внешней.

Свободная Европа: Министерство иностранных дел и европейской интеграции возглавил новый министр. Как вы считаете, он будет решать по собственному усмотрению, кого назначить послами?

Анатолий Голя: А что, прежде эти вопросы решал министр? Я имею в виду последние два года, после парламентских выборов, когда к власти пришла Демпартия. Не министр и не министерство решает; и не министр принял решение о высылке российских дипломатов или о ноте протеста молдавского правительства.

Министр Галбур исполнил то, что решила Демпартия. Так будет и впредь. При всех разговорах о том, что возрастет влияние на министерство вице-премьера Юрие Лянкэ, это проблематично, так как сам Юрие Лянкэ находится под влиянием партии-партнера по коалиции. Так что решения, по сути, принимаются каждый вторник на заседаниях руководства Демпартии.

Свободная Европа: И напоследок, каковы ваши прогнозы отношений Кишинева и Москвы?

Анатолий Голя: Отношения с Российской Федерацией и сейчас неопределенные, и таковыми они останутся, независимо от отзыва или от завершения консультаций с послом Негуцэ. Решение зависит не от посла Негуцэ – и даже не от президента Додона. У нас никогда не было столь плохих отношений с Россией, как в этом году, при пророссийском-то, как говорят, президенте, хотя сам он называет себя промолдавским.

Так что в 2018 году отношения, можно не сомневаться, останутся неопределенными, потому что в России пройдут президентские выборы, а это более важно, чем Республика Молдова. В конце года и в самой Молдове тоже должны состояться выборы – парламентские, и Россия попытается повлиять на них, чтобы дальнейшие отношения с выстраивать уже в зависимости от результатов голосования.

Известно также, что в марте в Кишинев прибудет новый посол Российской Федерации – Олег Васнецов, который никогда в этом регионе не работал, за исключением Болгарии. Был послом в Республике Конго, ему 65 лет, он на пенсии – и все это показательно в плане внимания, которое уделяет Россия восстановлению отношений с Молдовой. Хотя, разумеется, задача посла состоит не в реанимации или придании нового импульса молдавско-российским отношениям.

XS
SM
MD
LG