Linkuri accesibilitate

Алина Руссу: «Референдум — механизм прямой демократии»


Интервью председателя Центральной избирательной комиссии

Конгресс местных и региональных властей, где Дорин Киртоакэ занимает пост вице-председателя, обсудил доклад Гунн Марит Хельгесен по обстоятельствам отстранения от должности мэра Кишинева и выразил обеспокоенность сложившейся ситуацией. В интервью Свободной Европе Хельгесен обратила внимание на «правовой вакуум», в котором находится Дорин Киртоакэ. Конгресс местных и региональных властей призвал Венецианскую комиссию дать заключение о конституционности местного референдума, назначенного на 19 ноября, и попросил учесть этот доклад в рамках мониторинга «местной и региональной демократии в Республике Молдова в 2018 году».

Алина Руссу: Референдум, накануне которого мы беседуем, представляет собой, по сути, местные выборы. За последние 20 лет было проведено более 20 таких референдумов, но любопытно, что только на один из них выносился вопрос особой важности. Остальные 19 референдумов касались отзыва глав администраций тех населенных пунктов, где они проводились. Соответственно, Центральная избирательная комиссия организует этот референдум на общих основаниях, так, как любой местный референдум, который проводится на территории Республики Молдова.

Положения Кодекса о выборах предусматривают, что на местном уровне, идет ли речь о выборах или о плебисцитах, регистрация участников референдума или конкурентов на выборах возлагается на инстанцию, нижестоящую по отношению к Центризбиркому. В этом случае – на окружной избирательный совет муниципия Кишинев.

Свободная Европа: Центральная избирательная комиссия будет наблюдать за ходом референдума?

Алина Руссу: Центризбирком следит за правовым аспектом проведения референдума, потому что итоги референдума подтверждаются решением судебной инстанции, и здесь, если открыть немного скобки, будет одновременно применяться ряд критериев – с учетом явки, избирательного порога, действительно поданных голосов…

Свободная Европа: При какой явке референдум считается состоявшимся?

Алина Руссу: Для признания местного референдума состоявшимся необходимо участие не менее одной трети от числа граждан, включенных в списки избирателей. Берется общее число избирателей по муниципию, и для принятия решения об отзыве необходимо, чтобы было подано такое же количество голосов плюс один, по сравнению с количеством голосов, поданных за мэра в 2015 году. В цифрах: речь идет о 163 тыс. 570 голосах. К ним необходимо прибавить еще один голос.

Налицо законодательный вакуум относительно регистрации участников как национальных, так и местных референдумов

Свободная Европа: Когда состоятся досрочные выборы, если референдум провалится?

Алина Руссу: Если провалится… Вы имеете в виду, если не наберется необходимого количества голосов для отзыва?

Свободная Европа: Совершенно верно.

Алина Руссу: Кодекс о выборах предусматривает, что «новый местный референдум по тому же вопросу может проводиться не ранее чем через год после проведения предыдущего референдума». Есть и другое положение Кодекса о выборах, согласно которому, за полтора года до истечения мандатов мэров или местных выборных лиц новые местные выборы не проводятся.

Свободная Европа: То есть возможно исполнение мандата до окончания его срока?

Алина Руссу: Я воздержусь от прогнозов, дождемся результатов референдума. Сейчас новые местные выборы проводятся в десяти населенных пунктах Молдовы. Единственное, что я могу сказать, – последние новые местные выборы пройдут весной следующего года.

Свободная Европа: В начале предвыборной кампании ряд парламентских и непарламентских партий заявили о намерении бойкотировать референдум. Насколько это правильная позиция, и предусматривает ли законодательство такую меру, как бойкот?

Алина Руссу: Налицо законодательный вакуум относительно регистрации участников как национальных, так и местных референдумов. Если Центральная избирательная комиссия в своих постановлениях внесла определенную ясность относительно национальных референдумов, уточнив, что только политические партии или общественно-политические движения могут выдвигать кандидатов, то в случае местных референдумов такого уточнения не существует.

Независимость Центризбиркома выражается, в том числе, в праве утверждения бюджета

Совсем недавно, минувшим летом, в разгар лихорадочных приготовлений к национальному консультативному референдуму мы вышли с уточнениями и установили, что партии могут запросить регистрацию собственного проекта, с которым они идут на выборы – либо «за», либо «против» варианта, вынесенного на референдум. Такой подход полностью соответствует и общепризнанным правилам, и Своду рекомендуемых норм при проведении референдумов, одобренному Венецианской комиссией, в котором говорится, что есть сторонники – и есть противники национальных референдумов.

Свободная Европа: Сейчас развернулась активная полемика вокруг денег, которые необходимо выделить на организацию этого референдума. ЦИК оценил проведение мероприятия в 9 млн леев. Насколько мне известно, парламент одобрил пока выделение двух миллионов леев.

Алина Руссу: Согласно положениям Кодекса о выборах и европейским стандартам, независимость Центризбиркома выражается, в том числе, в праве утверждения бюджета. Мы принимаем проект бюджета ЦИК на следующий год, в котором, если мы находимся в электоральном цикле, и предстоят очередные выборы, проводим определенные расчеты, определяем смету расходов…

Свободная Европа: А что насчет плебисцита, намеченного на 19 ноября?

Алина Руссу: Для этого референдума в бюджете Центризбиркома не были предусмотрены средства. Мы определили смету расходов, необходимых на организацию и проведение этого плебисцита, передали данные в правительство и парламент, получили информацию минфина по этому поводу, а сейчас ждем корректировки бюджета с последующим выделением средств.

Свободная Европа: Кто-то задавался вопросом, почему граждане должны оплачивать референдум местного уровня?

Алина Руссу: По той простой причине, что участие граждан вписывается в демократические ценности – это путь, который избрала и Республика Молдова. Более того, референдум – это механизм прямой демократии, при котором граждане Молдовы могут высказать свое отношение по тому или иному вопросу, вынесенному на плебисцит.

Свободная Европа: Центральная избирательная комиссия решила, что каждая политическая партия сможет потратить в два раза больше всего бюджета, выделенного на проведение этого референдума…

Слишком много возни вокруг этого референдума, а интерес можно прокомментировать или преподнести по-разному

Алина Руссу: Центральная избирательная комиссия обязана определить потолок средств, которые могут быть использованы в предвыборной кампании, и этот потолок рассчитывается по определенной формуле. Это значит, что мы рассчитываем коэффициент средней зарплаты по национальной экономике и умножаем его на количество избирателей в округе, где проводятся выборы. Таким образом определяется потолок средств, которые любая партия может потратить на предвыборную кампанию.

Но следует отметить, что до настоящего момента ни один конкурент на выборах – будь то политическая партия или независимый кандидат – не использовал всю сумму целиком. Иными словами, наказуемо превышение дозволенного порога, но такого прецедента в Молдове не зафиксировано, никто никогда не тратил столько денег в рамках предвыборных кампаний.

Свободная Европа: Кто аккредитует наблюдателей?

Алина Руссу: Аккредитация наблюдателей, по закону, возложена на Центральную избирательную комиссии, а также на окружной избирательный совет.

Свободная Европа: До настоящего момента как вы оцениваете ход подготовки к референдуму?

Алина Руссу: Мне трудно давать оценки, потому что слишком много возни вокруг этого референдума, а интерес можно прокомментировать или преподнести по-разному.

Свободная Европа: От выборов в муниципии Кишинев перейдем к выборам республиканским, которые состоятся в следующем году. Я говорю о парламентских выборах. Конкретный план работы по проведению парламентских выборов Центризбирком подготовит после образования округов?

Алина Руссу: Еще летом этого года, как только парламент внес изменения в Кодекс о выборах, при первом же их рассмотрении мы наметили план действий – задачи, которые стоят перед нами, меры, которые должна принять и внедрить Центральная избирательная комиссия. Этим планом мы руководствуемся и по сей день.

Мы разделились на несколько групп, которым предстоит заняться определенными проблемами – пересмотром внутренних законодательных рамок Центризбиркома, подгонкой информационной системы, интегрированной государственной информационной системы Alegeri, которая применялась на трех последних общереспубликанских выборах. И, разумеется, особо важной является кампания по информированию избирателей.

Мы сталкиваемся, мягко говоря, со странной ситуацией, когда в графе о количестве членов та или иная партия указывает «ноль»!

Что означает, по сути, пересмотр избирательной системы, и, в частности, какие избирательные процедуры следует использовать избирательным органам? Как только формирование округов будет завершено, разумеется, мы сможем приступить к выполнению всех стоящих перед нами задач.

Свободная Европа: ЦИК окончательно определился по вопросу формирования округов? Ведь многие избиратели находятся за рубежом… Как обеспечить максимально строгий учет электората?

Алина Руссу: В период дебатов по переходу на новую систему выборов Центральная избирательная комиссия решительно заявила, что формирование округов не следует возлагать на ЦИК, поскольку комиссия должна сохранить полную независимость и беспристрастность в своей работе.

В результате парламент принял решение – и оно появилось в Кодексе о выборах – о создании национальной комиссии по образованию избирательных округов, в которую входят представители политических партий, академических кругов, два члена Центризбиркома. И вот на уровне этой комиссии обсуждаются все вопросы, связанные с созданием округов. Для оптимизации работы комиссии ЦИК предоставляет ей данные о количестве избирателей, об участниках последних общенациональных выборов, и вообще всю имеющуюся информацию об электоральных процедурах.

Свободная Европа: Где и как будут голосовать люди без постоянного места жительства и места нахождения?

Алина Руссу: Необходимо провести разграничение между критериями образования одномандатных округов и последующим открытием избирательных участков. Одна из норм Кодекса о выборах гласит, что «право избирать реализуется избирателем в том населенном пункте, в котором он проживает постоянно /…/. Если у избирателя имеются и место жительства, и место нахождения, он голосует по месту нахождения».

Есть случаи, когда партии в своих отчетах указывают 20 тыс. членов – и ни копейки взносов

Если же у избирателя нет регистрации по месту жительства или месту нахождения, он может обратиться в любой избирательный участок, где его включат в дополнительный список избирателей на основании данных о последнем месте проживания, которые имеются в удостоверении личности. И таким образом он сможет исполнить свое право на участие в выборах.

Свободная Европа: Как обстоят дела в отношении финансирования партий?

Алина Руссу: Начиная с 2016 года, на Центральную избирательную комиссию, помимо компетенций по организации и проведению выборов, возложены также функции надзора и контроля за финансированием текущей деятельности политических партий. Это многогранная работа. Законодательные положения вступили в силу 1 января 2016 года, и из 45-ти политических партий, официально зарегистрированных в минюсте, о своей деятельности отчитываются лишь 30-31 партия.

В остальном, несмотря на то, что еще после первого отчета была начата процедура фиксации правонарушений, ситуация не изменилась. Иными словами, достаточно много партий еще не…

Свободная Европа: 15 партий еще не знают, чего хотят?

Алина Руссу: Можно сказать, что 15 партий не ведут достаточно интенсивной политической деятельности.

Свободная Европа: Но они зарегистрированы в минюсте и пользуются такими же правами, что и остальные политформирования?

Алина Руссу: Они зарегистрированы в официальном порядке, минюст следит за их деятельностью, но мы по сей день сталкиваемся, мягко говоря, со странной ситуацией, когда в графе о количестве членов, например, та или иная партия указывает «ноль»! Бывают и другие выходящие за рамки обстоятельства, в которых следует разобраться и решить их с помощью закона о политических партиях.

Свободная Европа: Выделенные партиям деньги решили как-то проблемы, связанные с обеспечением прозрачности и ростом доверия со стороны граждан?

Алина Руссу: Чем правильнее отчитывается партия, тем больше у нее шансов завоевать доверие избирателей. Деньги из бюджета политическим партиям начали выделять со второй половины прошлого года. Естественно, на бюджетные ассигнования могут рассчитывать только партии, достигшие определенных результатов на последних выборах. Речь идет о парламентских выборах 2014 года и местных 2015-го.

Переход на электронное голосование – не та процедура, которую можно осуществить за ночь

Следовательно, не все партии получают поддержку из бюджета. Но мы неоднократно обсуждали необходимость финансирования деятельности политических партий. И мы пришли к выводу, что следует пересмотреть формулу финансирования, чтобы как-то ее соотнести с возможностями партий привлекать частное финансирование, потому что бюджетные средства – не единственный источник партийных доходов.

Первый источник – членские взносы, и есть случаи, когда партии в своих отчетах указывают 20 тыс. членов – и ни копейки взносов. Другой источник – пожертвования физических или юридических лиц. И определенные виды деятельности партий, которые также могут приносить доходы.

Свободная Европа: Другой вопрос, вокруг которого сегодня ведутся активные дебаты, – голосование в диаспоре. Ранее Центризбирком выработал концепцию электронного голосования. На чем вы остановились?

Алина Руссу: Да, действительно, в стратегическом плане деятельности предусмотрена эта процедура; в 2016 году мы провели технико-экономическое обоснование и поставили перед собой задачу в следующем году протестировать этот способ голосования, который является альтернативным.

На проведение этой работы в расходах ЦИК на 2018 год предусмотрены необходимые средства, которые, надеемся, будут включены в госбюджет. Для пилотного испытания этой формулы голосования необходимо найти финансовые средства.

Свободная Европа: Это единственное препятствие, что не удалось пока отыскать денег?

Алина Руссу: Это не препятствие, потому что переход на электронное голосование – не та процедура, которую можно осуществить за ночь. Для начала необходимо провести технико-экономическое обоснование, посмотреть, что нам больше подходит – потому что электронная процедура предполагает более широкие возможности, например, избиратели могут голосовать либо ранее намеченной даты, либо в день выборов… И все эти моменты следует тщательно взвесить, и с технической точки зрения, и с точки зрения существующих норм.

Правила должны быть определены не позже, чем за год до выборов

Мы намерены провести такое пилотное испытание. Иными словами, необходимо будет создать фокус-группу, которая участвует в голосовании по интернету, затем обнародовать полученные результаты и выяснить, вызывает ли этот метод доверие со стороны электоральных субъектов и гражданского общества. А после этого можно будет начинать законодательную процедуру.

Свободная Европа: Следовательно, на парламентских выборах 2018 года проголосовать по интернету не получится?

Алина Руссу: Не получится. Потому что для введения электронного голосования нужно время. Прежде всего, необходимо удостовериться, что все электоральные субъекты согласны с применением новой процедуры, потому что если не будет полного доверия, и скептиков окажется значительно больше, то и результаты подобного голосования вряд ли можно будет применять.

Свободная Европа: Некоторые наблюдатели и эксперты говорят, что следует дождаться решения Конституционного суда – с учетом обращения в КС Либеральной партии, и что формула парламентских выборов 2018 года, в зависимости от вердикта КС, еще может измениться. Я имею в виду избирательную реформу, проведенную этим летом.

Алина Руссу: Насколько мне известно, решения Конституционного суда по этому запросу пока нет, поэтому – посмотрим.

Свободная Европа: Какие еще изменения законодательных рамок возможны до выборов?

Алина Руссу: Только моменты, касающиеся процедуры выборов. Значительных изменений быть не может, учитывая и рекомендацию Венецианской комиссии, которая отражена в Своде рекомендуемых норм. Правила должны быть определены не позже, чем за год до выборов, поэтому изменения уже внесены, правила доведены до сведения практически всех политических игроков и электоральных субъектов, осталось вот еще определиться с одномандатными округами. В этих условиях все могут планировать свою работу – и организаторы выборов, то есть мы, те, кто организует и проводит выборы, и политические игроки – те, кто включается в предвыборную гонку.

XS
SM
MD
LG