Linkuri accesibilitate

Александру Ботнарь: «Эта история отлично срежиссирована кем-то из-за рубежа. Демпартия тут ни при чем»


Хынчешть
Хынчешть

Зампредседателя ДПМ — о замораживании внешнего финансирования Молдовы

Приостановление внешнего финансирования из-за отмены итогов выборов в Кишиневе приведет к аннулированию ряда проектов и скомпрометирует процесс евроинтеграции – такой вывод содержится в открытых письмах председателю Европарламента, председателю Совета ЕС и председателю Еврокомиссии, под которыми подписались 713 мэров и 27 председателей районов. Они выразили разочарование решением ЕС отложить выделение макрофинансовой помощи и осудили молдавскую оппозицию, которая, якобы, лоббировала это решение Европарламента. Мэр Хынчешть и вице-председатель правящей в Молдове Демпартии Александру Ботнарь говорит, что подписи были собраны за десять дней. Корреспондент Свободной Европы Валентина Урсу поинтересовалась, кого из кишиневских политиков он имеет в виду, называя их «безответственными»?

Александру Ботнарь: Я возглавляю местную администрацию уже 16 лет – с 2003 года. И могу сказать, что в рамках Соглашения об ассоциации с Евросоюзом никогда не было подобных демаршей с требованием приостановления финансирования под предлогом того, что это год выборов. Граждане-то тут при чем?

Во-первых, надо признать, что после подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, в соответствии с которым Республика Молдова взяла на себя ряд обязательств, – реформы в системе правосудия, в здравоохранении, системе образования и т.д. – очень многое удалось сделать, особенно за последние два-три года, в плане выполнения условий, с которыми не справились политики, ранее находившиеся у власти. Те, которые сейчас поддерживают оппозицию.

А кто ездил в Брюссель и передавал эти письма? Не Майя Санду с Андреем Нэстасе?

Это абсурдная ситуация, потому что на данный момент требования, довольно непростые для Республики Молдова, на которые отводились короткие сроки, в основном-то выполнены. Правда, еще многое предстоит сделать... Мы – государство маленькое, которому надо развиваться, но я как глава местной администрации, которому приходится заниматься и инвестициями, и другими текущими проблемами, считаю, что это решение не пойдет на пользу ни Евросоюзу, ни тем, по милости которых финансирование приостановлено.

Выборы приходят и уходят, политики тоже преходящи, но есть очень много задач, которые необходимо выполнить ради людей. Сегодня многие наши соотечественники работают в странах Европейского союза, они там платят налоги, там строят свою новую жизнь. Потому сегодня нам дома, в Республике Молдова, непросто – нет рабочей силы. Но чтобы вернуть людей домой и построить другую Молдову, необходимо инвестировать в инфраструктуру городов, муниципиев, открывать новые рабочие места, чтобы те, кто уехал, могли вернуться и устроить свою жизнь здесь, а все необходимое для своей семьи обеспечить здесь, дома. Думаю, это будет правильным, и именно на это нужно нацелиться.

Свободная Европа: Почему не все 898 мэров подписались под этим письмом?

Александру Ботнарь: Не успели дойти до всех.

Свободная Европа: Все подписи собрали за день?

Александру Ботнарь: Нет, на это ушло дней десять.

Свободная Европа: Когда вы говорите про «безответственных кишиневских политиков», то кого вы конкретно имеете в виду?

Я не вижу причин, по которой Демпартия повлияла бы на решение суда

Александру Ботнарь: А кто ездил в Брюссель и передавал эти письма? Не Майя Санду с Андреем Нэстасе? Кроме того, сегодня в ЕС правит бал ЕНП. Я являюсь и председателем делегации местных властей Республики Молдова в CORLEAP [Конференция региональных и местных органов власти стран Восточного партнерства] в Брюсселе, видел разные ситуации, как там обстоят дела, что творится, и многое понял...

Свободная Европа: И вы считаете, что во всем виновата оппозиция, а власть ни при чем?

Александру Ботнарь: Нет, вина не только оппозиции, просто она хватила через край… Последняя капля.

Свободная Европа: Вам наверняка известно, что Европарламент пришел к выводу, что есть несколько причин для приостановления финансирования – недемократичный пересмотр избирательной системы, игнорирование позиции Венецианской комиссии, затягивание с расследованием кражи миллиарда, из которого в казну практически ничего не возвращено, не доведенные до конца реформы в системе правосудия, ну, а последней каплей стало аннулирование выборов в Кишиневе.

Александру Ботнарь: Я скажу как глава местной администрации: у г-на Нэстасе был мандат мэра, но вся эта история была отлично срежиссирована кем-то из-за рубежа. Демпартия тут ни при чем. И поясню – почему.

Предположим, г-н Нэстасе возглавил бы столичную мэрию. И чего он смог бы добиться за год? Город Хынчешть несравненно меньше, но при том бюджете, которым располагает мэрия, за год ничего по сути нельзя сделать. Что ж говорить о Кишиневе, который пусть и ворочает миллиардами, но в том хаосе, который образовался, он [Андрей Нэстасе] никак не разберется.

Свободная Европа: Надо бы дать ему возможность, а потом уж и спрашивать…

Александру Ботнарь: В этом случае его заранее можно было считать политическим трупом, особенно при полном отсутствии мунсоветников, потому что все решения принимаются советом. Если бы Демпартия рвалась к победе, то Нэстасе был бы мэром.

Четыре-пять партий приходят к власти, и каждая вводит граждан в заблуждение. А мы с чем остаемся? Ни с чем

Я не вижу причин, по которой Демпартия повлияла бы на решение суда. Согласен с вами относительно миллиарда – до настоящего момента нет никаких прояснений в этой ситуации. А уже пора бы дать ответ на эти вопросы, пора назвать виновных и тех, кто несет ответственность. Хотя имена многих уже известны…

Свободная Европа: А реформу в системе правосудия доводить до конца не нужн?

Александру Ботнарь: Что касается судей, я считаю, что поменялось более половины прежнего состава, в систему пришли новые люди. Неужели вы думаете, что и эти новые люди являются частью того мафиозного клана, который был лет пять назад? Не думаю. По остальным отмеченным вами моментам…

Свободная Европа: Пересмотр избирательной системы...

Александру Ботнарь: Система выборов… Посмотрите, сейчас на национальном уровне разворачивается ряд проектов по дорожной инфраструктуре. Приведу один пример. Если бы каждая власть, пусть не каждый год, а, скажем, раз в четыре года, за время ее мандата, делала бы что-то подобное, то за 27 лет... Представьте себе, каждые четыре года – национальная программа по ремонту дорог в селах, городах, райцентрах! Да у нас была бы уже другая Республика Молдова!

Свободная Европа: Действующая власть тоже могла бы развернуть масштабные проекты в начале своего мандата, а не под занавес.

Например, меня выбрали мэром не как члена партии. Восемь лет я был независимым, в партию пошел тогда, когда подожгли парламент

Александру Ботнарь: Позвольте ответить вопросом на вопрос: а что сделали все остальные до настоящего момента? Так, по мелочам, может, кое-что и сделали, но где национальные проекты на благо граждан? Сымитировали какие-то реформы в системе здравоохранения, образования... В просвещении у нас дела хуже некуда, все словно специально устроено так, чтобы молодежь побыстрее заканчивала школу, лицеи и уезжала продолжать учебу за границей. Проблемы понемногу накапливаются – три, четыре года, пять лет, а затем под их бременем гражданин не знает, куда деться. Это относится и к бизнес-среде, и ко многим другим сферам.

Свободная Европа: А какая тут связь с избирательной системой?..

Александру Ботнарь: Что касается партий и тех, кто был у власти, – вы не могли не заметить, что за ночь все поменяли партию…

Свободная Европа: Поменяли партию, продали мандат.

Александру Ботнарь: Продали мандат или получили другие блага... Это как боны народного достояния, которые были распределены гражданам, но достались тем же «сливкам». Сейчас нам что осталось – сломать всю сложившуюся систему, так? Потому что, если посмотреть на наши партии, их около 35-ти или 37-ми в общей сложности…

Свободная Европа: Их 46.

Александру Ботнарь: Я знаю про 36!

Свободная Европа: Нет, в минюсте зарегистрированы 46 партий.

Александру Ботнарь: Хорошо, 46, из них четыре-пять партий приходят к власти, и каждая вводит граждан в заблуждение так, как только может. Приходят к власти, там договариваются между собой... А мы, граждане, с чем остаемся? Ни с чем.

Знаю пример, как прошел в парламент один из бывших депутатов... Он находился в бегах в Румынии, а потом попал в списки АМН за 160 тыс. долларов

Сегодня многие задают мне вопросы: «Г-н мэр, а вы слышали, что сказал тот, или сказал этот? И вам это нравится?». «Это, – говорю, – и ваша вина, вы проголосовали за него, он проголосовал за другого, и посмотрите, к чему мы пришли!» Но на этот процесс перемен уйдет, я думаю, лет восемь, не меньше. Почему? Потому что мы привыкли, что у власти одни и те же политики…

Свободная Европа: А система выборов должна быть смешанная, так?

Александру Ботнарь: Смешанная, да. Вы говорите, что Венецианская комиссии не была в курсе. Ее пригласили, я сам был на заседании парламента, где приводились аргументы в поддержку очень многих вещей... Конечно, есть и минусы во всей этой истории, но плюс избирательной системы состоит в том, что избранные депутаты, политики воспринимают это не только как доверие лично к себе, но и как большую ответственность.

Например, меня выбрали мэром не как члена партии. Восемь лет я был независимым, в партию пошел тогда, когда подожгли парламент, и пошел для того, чтобы вместе с окружающими меня людьми изменить ситуацию к лучшему. Это удается с трудом, мне не нравится ничего из того, что связано с политикой, но граждане при выборе главы администрации руководствуются не его политической окраской, а выбирают за конкретные дела, за то, что он сделал в данном населенном пункте.

Назад дороги нет. Мы просто обязаны идти вперед, найти в себе силы и сообща решить все проблемы

Точно так же – и при смешанной системе: выбор сделает гражданин, а тот, кого выбрали, рубашку на себе будет рвать ради того, чтобы что-то сделать для села/города/района, в котором его избрали. Иначе в другой раз в парламент ему не пройти. Это не так, как было при прежней системе, когда место в первой десятке списка стоило 50-100 тыс. евро. Я отрыто говорю об этом, потому что я это знаю. Знаю конкретный пример, как прошел в парламент один из бывших депутатов... Он находился в бегах в Румынии, а потом попал в списки Альянса «Наша Молдова» за 160 тыс. долларов.

Свободная Европа: Трудно сказать, что будет дальше, и как эти 51 депутат из одномандатных округов будут формировать парламентские фракции и большинство. Но это другой вопрос. А сейчас мне хотелось бы узнать: почему 713 глав местных администраций, а не все 898?

Александру Ботнарь: Всего в стране 898 мэров, а список подписали 713.

Свободная Европа: И все-таки, с идеей евроинтеграции Республики Молдова придется распрощаться, как вы считаете?

Александру Ботнарь: Нет, никто эту идею не хоронит, ни при каких обстоятельствах. Назад дороги нет. Мы просто обязаны идти вперед, найти в себе силы и сообща решить все проблемы, доказав, что те инвестиции, та поддержка, которую нам оказывал Евросоюз, не прошли даром.

Свободная Европа: Но кто-то же замахивается на стратегию Евросоюза...

Александру Ботнарь: Замахивается – кто? На данный момент лишь Додон с Партией социалистов, да г-н Воронин отдельными своими заявлениями... Остальные же, включая внепарламентскую оппозицию, разделяют одни и те же принципы во всем, что касается Соглашения с ЕС.

XS
SM
MD
LG