Республика Молдова направила в ООН отчет о правах лиц с ограниченными возможностями. Молдавская делегация говорила об инклюзивной политике, которая внедряется в последние годы с тем, чтобы инвалиды пользовались теми же правами и возможностями, что и остальные граждане. В какой мере это удается, и что вообще было сделано? Своими оценками в интервью Свободной Европе поделился национальный координатор управления Верховного комиссара ООН по правам человека Вячеслав Балан.
Свободная Европа: Молдавская делегация представила 21 марта в Женеве отчет о положении лиц с ограниченными возможностями. Расскажите вкратце, с чем прибыла Молдова в Женеву, и какие реакции и оценки вызвал ваш доклад?
Вячеслав Балан: Республика Молдова представила национальный отчет о результатах работы, проделанной после ратификации в 2010 году Конвенции ООН о правах инвалидов. По сути, это был доклад о достижениях за последние шесть-семь лет. Молдова добилась довольно заметного прогресса в вопросе о правах лиц с ограниченными возможностями.
Появилось больше «декоративных элементов» с претензией на пандусы
В частности, можно оценить положительно законодательные рамки, разработанные для этой категории граждан. Это закон о социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями, закон об обеспечении равенства, в том числе, лиц с ограниченными возможностями. Это реформа инклюзивного образования, инициированная несколько лет назад, которая уже дала определенные положительные результаты, это совершенствование законодательства по установлению степени инвалидности, так же ориентированное на международные стандарты. Республика Молдова рассказала о результатах и успехах за этот период.
Свободная Европа: В какой же степени эти реформы, о которых вы говорили, находят свое практическое воплощение?
Вячеслав Балан: Они внедряются. И я могу с радостью сказать, что они положительно оцениваются международным сообществом. К сожалению, в этом плане есть еще много нерешенных проблем. Обо этом и шел разговор в Женеве, и члены комитета ООН по правам лиц с ограниченными возможностями задали делегации Республики Молдова ряд вопросов, связанных с проблемными сферами.
Если перечислить направления, которые еще остаются проблематичными, то это, прежде всего, реформа юридической дееспособности лиц с ограниченными психосоциальными и интеллектуальными способностями. Речь идет о сфере услуг в поддержку инвалидов на уровне местных сообществ. Это реформа системы институционализации данной категории граждан в шести специализированных учреждениях, где такие люди содержатся.
Свободная Европа: Как оценили успехи Республики Молдова в вопросе обеспечения беспрепятственного передвижения колясочников, доступности общественного транспорта и госучреждений для этой категории граждан?
Вячеслав Балан: Уже сейчас примерно ясно, какие будут заключения, потому что год назад Молдова получила аналогичный доклад по ситуации в стране. Речь идет о специальном докладе о правах лиц с ограниченными возможностями по состоянию на сентябрь 2015 года.
Докладчик, который сама страдает нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, высказала свое мнение по поводу обеспечения беспрепятственного передвижения инвалидов. И с тех пор мало что изменилось. Докладчик ООН отметила, что Молдова, включая и Кишинев, – это труднодоступная среда. Лично она с большим трудом перемещалась по городу для участия в различных заседаниях.
Свободная Европа: Вы сказали, что речь шла о достижениях, об инклюзивной политике. Но в чем практически состоят эти перемены?
Вячеслав Балан: Эти изменения замечают, в основном, лишь сами инвалиды и их семьи. Речь идет, в частности, о детях с ограниченными возможностями, которые сейчас могут посещать обычную школу вместо специализированной. Если же говорить в целом, то, конечно, на улицах города можно заметить мало изменений.
Часть инвалидов не мирится со сложившейся ситуацией и пытается добиться справедливости
Во-первых, как я уже сказал, доступность по-прежнему достаточно проблематична, хотя в городе появилось больше «декоративных элементов» с претензией на пандусы. Но в действительности большинство пандусов не соответствуют техническим стандартам, что делает их бесполезными для колясочников.
Свободная Европа: В этой области нет соответствующих норм и стандартов?
Вячеслав Балан: Да есть, разумеется. Существуют национальные стандарты, технические нормы проведения строительных и ремонтных работ, которые предусматривают, например, уклон пандусов, их ширину и длину, материалы, из которых их можно изготавливать. Но, к сожалению, нормы соблюдаются далеко не всегда.
Свободная Европа: А кто должен следить за всем этим? Честно говоря, я не видела переделанных пандусов…
Вячеслав Балан: По идее, комиссия, которая принимает объект в эксплуатацию, должна проверить, в том числе, и соответствие этим нормам. Но, как я уже говорил, этого не происходит.
Свободная Европа: Как сами люди с ограниченными возможностями воспринимают положение дел? У них есть возможность добиваться соблюдения своих прав?
Вячеслав Балан: В последние годы растет число жалоб, направленных в Совет по недискриминации и в судебные инстанции по фактам отсутствия возможностей для перемещения. Например, Центр юридической помощи лицам с ограниченными возможностями, у которого статус общественной организации, судится с кишиневской мэрией и судом сектора Центр как раз на предмет отсутствия доступа в эти учреждения.
И, насколько мне известно, они намерены привлечь к суду и другие госучреждения. Знаю также, что в Совете по недискриминации лица с ограниченными возможностями выиграли, как минимум, три или четыре дела по фактам отсутствия доступа в аптеки, базы отдыха и другие публичные учреждения. Можно сказать, что, по крайней мере, часть инвалидов не мирится со сложившейся ситуацией и пытается добиться справедливости.
Свободная Европа: Но чтобы эта категория граждан могла защищать свои права, и суды, и другие госучреждения, куда они могут обратиться, должны быть адаптированы...
Вячеслав Балан: Именно поэтому, как я уже говорил, Центр юридической помощи судится не только с мэрией, но и с судом сектора Центр. Но судебные процессы, инициированные ранее в отношении других ответчиков, невозможно было провести как раз по причине недоступности зданий для инвалидов.
В целом в Молдове законодательные рамки в отношении лиц с ограниченными возможностями сравнительно неплохие
Свободная Европа: Что должны сделать молдавские власти в ближайшие годы, чтобы решить проблемы с обеспечением комфортной среды для лиц с ограниченными возможностями?
Вячеслав Балан: Республика Молдова подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов. Тем самым, страна обязалась ее выполнять. Комитет ООН, который рассматривает доклад Республики Молдова, подготовит пакет рекомендаций, которые надо будет внедрить и, соответственно, через пять лет доложить о ходе их выполнения.
Эти рекомендации подготовлены с учетом того, что Республика Молдова должна соответствовать положениям Конвенции. Потому что существует обязательный принцип – pacta sunt servanda. Договоры должны соблюдаться каждой из сторон.
Свободная Европа: Совет по предупреждению и ликвидации дискриминации и обеспечению равенства неоднократно обращал внимание на то, что лица с ограниченными возможностями наиболее часто подвергаются дискриминации, например, при приеме на работу. Кто-то несет ответственность за подобное неравенство?
Вячеслав Балан: Одно небольшое уточнение. Совет констатирует, что среди заявителей лидируют лица с ограниченными возможностями. Наибольшее количество жалоб в Совет поступает именно от этой категории граждан, которые подвергаются дискриминации как раз по признаку инвалидности.
Действительно, чаще всего жалобы касаются приема на работу. Но в целом в Республике Молдова, как я уже говорил, законодательные рамки в отношении лиц с ограниченными возможностями сравнительно неплохие.
Например, закон о социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями предусматривает, что работодатели, вне зависимости от их организационно-правовой формы, имеющие, согласно штатному расписанию, 20 и более рабочих мест, создают или резервируют рабочие места и принимают на работу лиц с ограниченными возможностями в количестве не менее пяти процентов от общего числа работающих. Но эта норма давно уже существует лишь на бумаге.
Только к концу 2016 года были внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые устанавливают санкции за невыполнение данной обязательной квоты. И мы надеемся, что в этом году, в соответствии с новыми положениями Кодекса, контроль организаций и учреждений, в том числе, и в отношении соблюдения 5-процентной квоты, станет более динамичным. И что, соответственно, в штатном персонале будет числиться больше работников, которые относятся к лицам с ограниченными возможностями.