Европейский суд по правам человека признал Россию ответственной за убийство бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко в 2006 году. Как говорится в решении суда, опубликованном во вторник, Россия ответственна за отравление Литвиненко радиоактивным полонием на территории Великобритании в 2006 году. Суд пришёл к выводу, что Андрей Луговой и Дмитрий Ковтун, предположительно причастные к убийству Литвиненко, действовали как агенты российских властей.
Суд вынес решение по жалобе вдовы Александра Литвиненко, Марии Картер-Литвиненко, поданноё ещй в 2007 году. Пресс-релиз о решении опубликован на сайте ЕСПЧ.
Суд ссылается на результаты британского расследования гибели Литвиненко, установившего причастность Лугового и Ковтуна к отравлению бывшего сотрудника спецслужб и критика президента Владимира Путина. Причастность российских властей к убийству суд охарактеризовал как prima facie, то есть "самоочевидную". ЕСПЧ отметил, что российские власти не предоставили каких-либо убедительных объяснений, которые опровергали бы британскую версию событий, а также сами не расследовали убийство должным образом.
ЕСПЧ постановил, что Россия нарушила право Литвиненко на жизнь, а также не обеспечила надлежащее расследование его гибели.
В то время как причастность Лугового и Ковтуна к отравлению была установлена в ходе британского расследования, которое ЕСПЧ использовал в качестве доказательства, Европейский суд исследовал вопрос, можно ли считать этих людей действовавшими по указаниям российских властей, и пришёл к выводу, что это возможно. По мнению суда, нет никаких доказательств того, что они лично испытывали к Литвиненко неприязнь. Также, действуя без поддержки властей, они вряд ли могли бы получить доступ к полонию. Отказ России сотрудничать в расследовании убийства также был принят во внимание. При этом ЕСПЧ не установил, кто именно принимал решение об убийстве Литвиненко и давал Луговому и Ковтуну указания (это и не входило в задачу суда).
Суд постановил, что Россия должна выплатить вдове Литвиненко 100 тысяч евро в качестве компенсации, а также оплатить судебные издержки. Он однако отверг требование выплатить потерпевшей штрафные убытки. Марина Литвиненко требовала выплаты 3,5 млн евро в виде штрафных убытков – компенсации в связи с особо возмутительными действиями нарушителя, а также с целью удержать его от совершения действий, аналогичных тем, которые легли в основу иска.
Новость дополняется