Linkuri accesibilitate

100 дней Пашиняна: новая реальность, новые ожидания


В Армении обсуждают итоги первых 100 дней правления премьер-министра Никола Пашиняна. Напомню, что задуманная экс-президентом Сержем Саргсяном конституционная реформа превратила страну в парламентскую республику, где основные полномочия сосредоточены в руках премьер-министра. Революционные события апреля – начала мая нынешнего года резко изменили не только внутренний политический ландшафт, но и характер внешней политики Армении. На смену сервильной политике пришел – нет, не шапкозакидательский курс «до основания разрушим, а затем…», - а достаточно взвешенный, но твердый курс на сдерживание внешнего влияния и превращение Армении из объекта в субъект международной политики. Во всяком случае, так позволяют утверждать события после 8 мая, когда парламент Армении избрал господина Пашиняна премьер-министром.

Нужно сразу сделать оговорку: по словам многочисленных друзей и коллег из Армении, в народе практически никто не питает иллюзий, ожидая молочных рек с кисельными берегами. Энтузиазм жителей страны, который со стороны воспринимается как революционная эйфория с дальнейшим неизбежным «похмельным синдромом» разочарования, на самом деле является радостью избавления от прежней власти. Многие в Армении, даже силовики, прикормленные Саргсяном, а еще раньше – Кочаряном, соглашаются с тем, что стало больше законности и меньше злоупотреблений.

Самая главная победа, как утверждают сами армяне, и с ними во многом соглашаются наблюдатели, - это «революция сознания». Люди поверили в себя – вот чем объясняются улыбки на лицах сегодня. Но я сделаю еще одну оговорку: всё, что мною прочитано и услышано по теме, носит, хоть и объективный и адекватный, но все-таки умозрительный характер, поэтому не может быть воспринято как однозначно справедливая оценка происходящего. Это отнюдь не камень в огород моих коллег, а скорее констатация того, что во внутренней и внешней повестке нового правительства Армении пока много непонятного – от кадровых решений до проблемы легитимности.

Надолго ли сохранится атмосфера всеобщей радости, покажет время. А пока рассмотрим экспертные оценки. Начну с мнения политолога Гранта Микаеляна, который справедливо отмечает наличие большого количества обещаний Пашиняна и полагает, что все обещания выполнить невозможно. «Естественно, нужно сделать то, что встречает наименьшее сопротивление и задевает наименьшее число игроков. Ведь если борьба с олигархами будет очень острой, это может задеть экономическую стабильность. Поэтому Пашинян старается быть осторожным», - сказал эксперт в интервью РИА Новости.

Интересно, что предварительные итоги первых 100 дней правления Никол Пашинян подвел дважды: сначала при огромном стечении народа (по данным полиции, 150 тыс. человек) на площади Республики в Ереване, а затем в его родной Тавушской области, что на северо-востоке Армении. В частности, он напомнил, что правительство снизило тарифы на электроэнергию и газ для необеспеченных семей; в результате борьбы с монополиями подешевел ряд товаров, снижены процентные ставки по ипотечным кредитам.

По словам премьера, в июне рост экономической активности составил 9,6%, а за первую половину 2018 года, по данным статистики, этот показатель вырос на 8,9%. Никол Пашинян считает эти показатели позитивными, но, по его же словам, люди пока не ощущают влияния экономической активности, и главной задачей правительства является создание инклюзивной экономической системы, пишет далее РИА Новости.

Грант Микаелян отмечает, что премьер-министру пока не удалость назначить новые парламентские выборы. От себя добавлю, что это не просто проблема смены власти (читай – отстранения олигархической Республиканской партии), а более глубокая проблема легитимности самого Пашиняна. Хотя его 8 мая выбрали депутаты не от РПА, а от формально оппозиционной «Процветающей Армении» олигарха Гагика Царукяна, бывшей правящей партии «Дашнакцутюн» и перебежчиков из РПА, резонно задаться вопросом, насколько легитимно такое избрание. Ведь парламентские выборы апреля 2017 года прошли со значительными нарушениями в пользу республиканцев, и легитимность парламента с тех пор под вопросом.

Другая проблема Пашиняна – дефицит новых кадров. Его команда преданна шефу и в целом компетентна (если не обращать внимания на чрезмерное количество молодых управленцев – насколько это оправданно?), но малочисленна и рискует натолкнуться на тихий саботаж со стороны старых кадров, особенно на среднем и низовом уровне. Однако пока Пашиняну удается держать ситуацию под контролем. «В экономике удалось предотвратить спад. Премьер очень правильно понимает приоритеты в развитии экономики. И, наконец, ему удается оставаться в какой-то степени медиатором политического процесса», - сказал Грант Микаелян.

В свою очередь, РБК в обзорном материале напоминает о важнейших решениях правительства Пашиняна за 100 дней:

1. Сформировано новое правительство, прошли перестановки в силовом блоке, заменены губернаторы всех 10 областей Армении, ушел в отставку мэр Еревана, ставленник прошлой власти. Добавлю, что два ключевых министерства – обороны и иностранных дел – отныне возглавляются очень компетентными людьми, которые, возможно, и «вытянут» на себе сложнейшие направления армянской политики.

2. Началась антикоррупционная кампания, уголовное преследование бывших чиновников и высокопоставленных военных за правонарушения.

3. Выросли налоговые поступления: за счет сокращения теневого сектора за семь месяцев Комитет по госдоходам собрал на 220 млн. долларов больше, чем в предыдущем году. А если взять только период после 8 мая, новой власти удалось вернуть в казну около 100 млн. долларов за счет взимания невыплаченных налогов.

4. Возобновилось расследование «дела 1 марта», по которому предъявлены обвинения экс-президенту Роберту Кочаряну, бывшему начальнику Генштаба и действующему Генсеку ОДКБ Юрию Хачатурову, бывшему министру обороны Микаэлу Арутюняну (объявлен в международный розыск).

Кроме того, в августе начался отзыв послов, назначенных прежней властью. Первой «жертвой» стал посол Армении в Беларуси Олег Есаян. Откровенно, но мягко говоря, этот «дипломат» ничем не прославился на своем посту. Более того, до назначения в Минск он был послом в России и никак не проявил себя, имея опору в виде двухмиллионной армянской общины РФ. Дело дошло до того, что российский журналист Владимир Соловьев в радиоэфире раскритиковал Есаяна за отсутствие какой-либо видимой деятельности, и Есаян (в единственный раз за всё время работы в Москве!) как раз перед завершением своей «блестящей» миссии публично выступил, назвав слова журналиста ложью. И таких «дипломатов» прежняя власть назначила немало. По моим сведениям из надежных источников в Ереване (что подтверждается инсайдом в армянской прессе), в ближайшее время ожидается отзыв других послов Армении, особенно в странах бывшего СССР.

Между тем, Никол Пашинян понимает, что бесконечно не может «кормить» людей тем, чем сейчас, даже если это ожидаемая борьба с коррупцией. Нужна позитивная повестка. Поэтому премьер анонсировал новый этап работы – «форсаж реформ». Главная задача – проведение досрочных парламентских выборов; они должны пройти не позднее мая 2019 года. «Поскольку у правительства, по сути, нет программы и позитивной концепции, оно пытается играть на негативной повестке, проводя ревизию работы прежних властей», - сказал РБК председатель центра «Сотрудничество во имя демократии» Степан Даниелян. По его словам, тема противостояния «старым силам» останется в повестке властей Армении до внеочередных выборов.

В свою очередь, эксперт Армянского центра политических и международных исследований Рубен Меграбян уверен, что жесткая борьба с коррупцией будет продолжена, но на этом пути немало препятствий. «За годы консолидированного клептократического режима, коррупция подменила собой систему управления, и… система, решая конкретные вопросы при дефиците опыта управления, пока с трудом находит им замену», - сказал политолог в интервью «Немецкой волне». Он уверен, что такие жизненно важные институты, как финансовая система, армия, полиция и другие, не только не подверглись развалу, как это было во многих других постреволюционных странах, но и продолжают работать в штатном режиме.

Другой политолог Микаэл Золян называет самым реальным достижением новой власти борьбу с коррупцией, или даже «с неформальными мафиозными структурами, захватившими контроль над госаппаратом». «За три с небольшим месяца раскрыты сотни коррупционных схем и случаев злоупотреблений, десятки высокопоставленных чиновников стали фигурантами уголовных дел или ведомственных расследований», - сказал эксперт. В то же время самой серьезной проблемой правительства он считает «частое отсутствие координации между ведомствами и, в более широком смысле, единой стратегии, которой придерживались бы различные органы власти, каждый в своей сфере».

Резюмируя, хочу лишь заметить, что анализ первых 100 дней любой власти или конкретного политика – это все-таки «анализ понарошку». То ли потому, что любая перемена – это всегда ожидание и вера во что-то лучшее, то ли потому, что ни один серьезный эксперт не станет делать каких-либо категоричных выводов на основе такого короткого периода. Скорее это способ зафиксировать направление, тренд, но не утверждать об успешности или провале того или иного курса. Традиция есть традиция, не более. Но пока тенденция развития новой армянской политики внушает осторожный оптимизм. Ведь надо же во что-то верить…

Читайте также:

Будни и праздники постреволюционной Армении. Казус Кочаряна / Казус Хачатурова

Сеанс геополитических шахмат. Часть 1 / Часть 2 / Часть 3 / Часть 4

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

XS
SM
MD
LG