Политический раздел обоих опросов не сулит ничего хорошего правящей партии и ее сателлитам. В американском опросе четыре из пяти деятелей с самыми высокими показателями позитивного отношения – это представители оппозиции, а президент Игорь Додон – единственный политик, чей рейтинг (50%) превышает антирейтинг (45%). На втором месте Андрей Нэстасе – 39% позитива и 46% негатива. Третьей идет Майя Санду – 38% и 56%. На четвертой позиции – Зинаида Гречаная, у нее 37% и 55% соответственно. Премьер Павел Филипп лишь на пятой строчке – 33% позитива и 58% негатива. А «почетное» звание лидера антирейтинга уверенно перешло от Влада Плахотнюка к Михаю Гимпу, у которого 85% негативных отзывов и всего 9% положительных. У господина кукловода целых 20% позитива и «всего лишь» 73% негатива.
У американцев есть и более развернутый анализ оценок молдавского руководства. Так, на вопрос об одобрении деятельности президента Игоря Додона голоса разделились поровну – 47% сильного или некоторого одобрения и 47% совокупного неодобрения. Остальные 6% не дали ответа. Надо сказать, что в октябре 2017 года было 48% хороших оценок и 47% плохих.
Правительство Павла Филиппа воспринимается значительно хуже: 29% значительного или некоторого одобрения и 61% негатива. В октябре было 36% и 55% соответственно. То есть, в отличие от почти неизменного рейтинга главы государства, правительство Республики Молдова оценивается стабильно хуже.
А у правящей коалиции под руководством Демократической партии «полный атас»: 24% одобрения и 70% неодобрения. В октябре было 21% позитива и 71% негатива, и это интересный момент. Получается, что одобряющих ДПМ стало меньше, а количество противников почти не изменилось. Из этой же серии вопрос к респондентам, считают ли они парламент восприимчивым к нуждам населения. Предсказуемо: лишь 19% сказали «Да», отрицательный ответ – 78%. В октябре было 15% «Да» и 82% «Нет». То есть негатив несколько спал, но всё равно достигает катастрофических для власти высот.
Еще один важный вопрос касается доверия граждан к государственным и общественным институтам. В первой тройке по-прежнему Молдавская Православная церковь (Румынская церковь на четвертом месте), армия и местные власти. Из всех центральных государственных институтов больше всего доверия к президентской администрации – 42% позитива и 53% негатива. Зато все прочие ключевые органы – ЦИК, Генеральная прокуратура, судебная власть, правительство и парламент замыкают список. Причем высший законодательный орган (излишне напоминать, что в парламентской республике это важнейший институт представительской демократии) имеет всего 22% одобрения и 73% неодобрения.
Посмотрим на аналогичный блок вопросов в «Барометре общественного мнения». Рейтинг государственных институтов показывает примерно такие же настроения. У правительства 26% доверия и 72% недоверия. У парламента – 21% и 77%. У президента – 37% позитива и 62% негатива. В первой тройке доверия всё те же – армия, церковь и местные власти.
В части политических персоналий ситуация в целом схожа с опросом Международного Республиканского института. У Игоря Додона 40% совокупного позитивного восприятия и 58% негатива. Майя Санду имеет 27% позитива и 69% негатива. У Андрея Нэстасе – 18% и 77%. У Павла Филиппа и Зинаидой Гречаной по 26% одобрения, но у председателя ПСРМ 70% негатива, а у господина премьера – «всего лишь» 69%. Лидер антирейтинга – тот же Гимпу с 92% негатива. У Плахотнюка 82% со знаком «минус».
Теперь переходим к главному – рейтингу политических партий в свете предстоящих в конце этого года или начале следующего года парламентских выборов. «Барометр» показывает следующее: Партия социалистов получает 26% голосов из общего числа респондентов и 40% из числа тех, кто точно определился с выбором (таких 66% от общего числа ответивших). Партия Майи Санду «Действие и солидарность» получила бы 12% из всех респондентов и 19% от числа точно определившихся.
У правящей Демократической партии 7% из общего числа и 11% из определившихся. У Платформы «ДА» Андрея Нэстасе – 5% и 7% соответственно. У коммунистов и «Партии Шора» по 4% и по 6% соответственно. То есть, если этот опрос станет реальностью, в молдавском парламенте будет сразу шесть политических партий, и это только по партийным спискам.
Посмотрим, однако, на американский опрос. Здесь дается число респондентов из списка уже определившихся. У Партии социалистов получается 36% голосов. У партии Майи Санду – 16%, у демократов и «Платформы» - по 9% голосов. Остальные не преодолевают 6%-ный барьер.
Однако у меня есть немного другая информация. Некоторое время назад Демократическая партия провела закрытый опрос (а значит, его результат гораздо более достоверен, чем у обычных публичных исследований) и… пришла в ужас. Окружение господина кукловода, если верить моим источникам, не хотело показывать боссу эти цифры – настолько они негативны. Судя по всему, уместно говорить не только о низком партийном рейтинге ДПМ, но и о ненависти к потенциальным «независимым» кандидатам на одномандатных округах. Правда, я не совсем понимаю, как эта ненависть была замерена в опросе, но источник уверенно заявил, что в стане ДПМ царят подавленные настроения.
Так это или нет, сказать всё же трудно, потому что, во-первых, демократы были бы сильно огорчены только при условии, что они не контролируют ситуацию. При самом негативном для них раскладе всегда можно будет включить опцию «Ручной суд» (выборы в Кишиневе вам доказательство), а дальше – дело техники, вплоть до провоцирования досрочных выборов.
Во-вторых, несколько моих источников в один голос говорят: послы ряда западных стран открыто требуют создания «проевропейской» коалиции в будущем парламенте, игнорируя фактор личной неприязни между Плахотнюком и правой оппозицией. Их разве что веревками друг к другу не привязывают – лишь бы не допустить прихода Партии социалистов, победа которых при условии проведения прозрачных выборов и отсутствия внешнего вмешательства очень вероятна. Интересно, именно такой представляли себе «европейскую мечту» те, кто с криками требовали спасти ее на выборах 2014 года?
Затишье перед выборами: в молдавском обществе рост оптимизма
* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă