В начале июля президент Ирана Хасана Рухани нанес визиты в несколько европейских стран, намереваясь обсудить с партнерами риски и перспективы создавшейся ситуации. Первой остановкой была Швейцария, президент которой Ален Берсе согласился с иранским гостем в том, что намерение США наложить полный запрет на экспорт иранской нефти на мировой рынок – это нереализуемая идея, учитывая, что ее не поддерживают даже союзники США, пишет газета «Коммерсант».
«На мой взгляд, слова некоторых американских чиновников о желании свести экспорт Ирана к нулю – пустая болтовня, - заявил Хасан Рухани. – Иран продолжит уважать ядерное соглашение с мировыми державами, пока его интересы в рамках СВПД будут сохраняться». Ален Берсе признал, что «выход США из СВПД ставит под угрозу достигнутый прогресс» в урегулировании иранского ядерного кризиса.
После Швейцарии иранский президент посетил соседнюю Австрию, что было важно не только символически – Вена стала «родным» городом ядерной сделки (строго говоря, дипломатический марафон начался в 2013 году в Швейцарии). Австрия ранее продемонстрировала характер, бросив вызов Германии в миграционной проблеме и англо-американскому тандему в дипломатическом кризисе с Россией из-за дела Скрипалей. И теперь иранского президента встречали в Вене по высшему разряду – государственный визит.
По итогам переговоров с Рухани австрийский президент Александр ван дер Белен назвал соглашение 2015 года «важным дипломатическим достижением». «Речь не только о прямых санкциях против Ирана, но и о второстепенных санкциях, которые затрагивают Австрию. Эти второстепенные санкции из-за своего экстерриториального применения нарушают международное право», - цитирует ван дер Беллена «Коммерсант». «Этой точки зрения придерживается Еврокомиссия в отношении США», - добавил австрийский президент, и с ним согласился канцлер Себастьян Курц.
А тем временем, американцы не скрывают того, что Иран ждут непростые времена. В начале июля директор отдела политического планирования Госдепартамента Брайан Хук анонсировал кампанию максимального дипломатического, экономического и финансового давления на Тегеран. «Мы считаем, что такое давление сыграет решающую роль в достижении наших целей по обеспечению национальной безопасности», - отметил американский дипломат. На вопрос журналистов о том, с какими последствиями могут столкнуться Индия и Турция, которые намерены и далее покупать иранскую нефть, Брайан Хук заявил, что не исключений не будет. «Мы готовы работать на индивидуальной основе со странами, которые сокращают импорт, но, как и в случае с другими санкциями, мы не намерены делать исключения или выдавать лицензии», - цитирует Хука сайт Newsru.com.
Как отмечает «Газета», госсекретарь США Майк Помпео подтвердил готовность его страны заключить с Ираном новую ядерную сделку, но это отнюдь не является основной целью США. Зато, по словам, ведущего эксперта центра Gulf Analytics в Вашингтоне Теодора Карасика, такой целью является «приближение гибели исламской республики». Вашингтон не скрывает, что выход из ядерной сделки и ужесточение санкционного режима связаны с желанием усилить противоречия внутри Ирана, что может привести к изменению политического режима. Определенные предпосылки для этого действительно есть — иранская политическая система не монолитна, а в обществе растет недовольство экономической ситуацией в стране, поясняет «Газета».
А Московский центр Карнеги напоминает, что за последние месяцы Иран пережил несколько кризисов, включая обвал национальной валюты, трудности с подавлением движения за права граждан и феминистских протестов, а также постоянные забастовки; эти проблемы поставили под вопрос дальнейшую жизнеспособность режима. «Сегодня становится всё яснее, что цель администрации Трампа… — усугубить эти кризисы, чтобы ускорить либо капитуляцию иранских властей, либо крах режима», - говорится в публикации.
Между тем, «Коммерсант» перечисляет санкции, которые предстоит испытать Ирану. До 6 августа США вернут запрет на приобретение Ираном долларовых банкнот, продажу ему графита, алюминия, стали, угля и программного обеспечения для производства, торговлю золотом и другими драгметаллами. Санкции коснутся автомобильного сектора, а также импорта в США иранских ковров и продуктов питания. Следующий этап завершится 4 ноября — речь пойдет о санкциях против энергетического сектора и запрете трансакций, связанных с Центробанком страны. Сюда относится, в частности, отключение Тегерана от системы SWIFT.
Перед лицом таких драконовских мер десятки международных компаний покидают Иран. По информации Брайана Хука, к началу июля более 50 международных фирм заявили об уходе. Это Total, Peugeot, General Electric, Boeing, Siemens и многие другие гиганты. О сворачивании планов по дальнейшему развитию проектов в Исламской Республике объявил и ЛУКОЙЛ. И на таком негативном фоне США в лице госсекретаря Помпео объявляют о ведении переговоров с европейскими партнерами на предмет нового соглашения по иранской ядерной программе. «Мы в Вашингтоне прекрасно понимаем, что СВПД был способом для Ирана получить ядерное оружие, чего мы никогда не допустим. Мы работаем с европейскими партнерами для создания нового плана по прекращению ядерной программы Ирана», - сказал госсекретарь в ходе визита в Арабские Эмираты.
«Иранский режим должен четко осознать, что экономическая ситуация не улучшится, пока Тегеран не откажется от своей политики. Мы сделаем так, чтобы гарантировать соблюдение другими странами введенных в отношении Ирана санкций», - передает ТАСС заявление шефа американской дипломатии. Он напомнил, что после 4 ноября покупка иранской нефти будет считаться нарушением санкций США.
…Читая публикации по этой теме, я не мог отделаться от мысли, что европейские партнеры США демонстрируют бессилие или нежелание противостоять экстерриториальным санкциям Вашингтона. Вернее, желание у них, скорее всего, есть, но не хватает воли или уверенности в себе, чтобы пойти дальше деклараций о намерениях и выработать четкую стратегию действий. Всё, что мы видим до сих пор, это скорее обозначение действия, чем действие само по себе. И что самое важное, европейцы наверняка понимают или знают, что истинная далеко идущая цель США – выбить с иранского рынка всех конкурентов, в первую очередь, ЕС, Китай и Россию, и ворваться туда самим. Думаю, рано или поздно это станет очевидным…
* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă