Что касается «фабрики троллей», толчком к ее созданию стали оппозиционные выступления в Москве в 2011-2012 годах. Недовольная движением «ОккупайАбай» и «Болотным процессом», российская власть решила перейти в контрнаступление, в том числе на виртуальном фронте. В результате, как сообщает «Радио Свобода», на базе PR-департамента компании «Конкорд» в 2013 году появились компании «Главсеть» и «Агентство Интернет-исследований», а они, в свою очередь, создали «фабрику троллей». Первоначально она базировалась в петербургском микрорайоне Ольгино, затем переехала на другую питерскую окраину, на улицу Савушкина. Однако в сознании Интернет-сообщества Ольгино стало нарицательным, даже синонимом троллей как таковых.
Поначалу «фабрика» представляла собой круглосуточную «работу» примерно 400 человек, которые внедряли в Рунет некие ключевые идеи или посылы, выгодные Кремлю. «Мы на тройки разделены, один из нас «злодей» - тот, который пишет, что якобы не согласен с тем, что написано на этом форуме, ругает власть, чтобы какую-то достоверность придать происходящему. Остальные двое вступают в дискуссию с ним: нет, вы не правы, всё совершенно верно. Причем один должен снабдить комментарий какой-то картинкой, подходящей по смыслу, а другой – ссылкой на свою правоту. Понятно, да? Злодей, картинка, ссылка», – рассказывал один из «ольгинских» троллей в интервью радиостанции.
Кроме того, «тролли» выходили в реальный мир, внедряясь в ряды оппозиционеров во время «болотных» митингов и занимаясь сбором информации под видом волонтеров-разносчиков бесплатного чая и плюшек, которых якобы прислал некий анонимный бизнесмен, тайно сочувствующий оппозиции. В связке с «троллями» работал телеканал НТВ, который снял тогда цикл материалов «Анатомия протеста». А еще Пригожин в 2013 году распространил влияние «фабрики» на территорию Украины, включая Крым.
Между тем, на днях президент Путин в интервью американскому телеканалу NBC заявил, что не считает Пригожина своим другом. «Если [Пригожин] что-то делает, он делает это не по согласованию с нами, а скорее всего, по согласованию с сирийскими властями или сирийским бизнесом, с которым он там работает, - сказал Путин, имея в виду интересы Пригожина в топливной сфере в Сирии. – Мы в это не вмешиваемся».
Итак, «фабрика троллей» и американские выборы, кремлевский кейтеринг Пригожина и интересы в Сирии – всё это еще будет изучено, особенно американскими правоохранительными органами. Ошибается тот, кто думает, что всё забыто, - как раз наоборот, перед выборами в Конгресс США в ноябре российская тема снова выходит в топы.
А пока мы идем дальше. 22 февраля появилась совсем уж неприличная тема – громкий скандал с обнаружением почти 400 кг кокаина в помещении, имеющем отношение к комплексу зданий российского посольства в Аргентине. Позже выяснилось, что непотребный груз был обнаружен еще в декабре 2016 года, а в декабре года минувшего была осуществлена спецоперация аргентинских спецслужб по вывозу «засвеченного» груза в Москву под видом муки. Если вкратце, то латиноамериканские силовики оснастили чемоданы с мукой датчиками GPS и отправили их в Россию, где местная полиция «приняла» граждан, которые явились для получения кокаина.
Одно из важных обстоятельств заключается в том, что среди задержанных в Москве оказался бывший завхоз посольства РФ в Буэнос-Айресе Али Абянов (в других источниках – Абьянов). Сразу после публикации сообщения о раскрытии кокаинового «схрона» в посольском комплексе стало известно о задержании в Германии гражданина Андрея Ковальчука по запросу России. Он подозревается Москвой в организации наркотрафика из Латинской Америки. Причем, по словам его адвоката, Москва отправила запрос еще в декабре. Ковальчук отрицает свою причастность к преступной деятельности и утверждает, что заказывал оттуда кофе, сигары и другие продукты питания или бытовую химию.
Еще одна скандальная особенность – за грузом кокаина (то есть муки) из Москвы прилетал специальный борт Ил-96, который обычно возит представителей высшего руководства РФ – министра иностранных дел, секретаря Совета Безопасности и т.д. К слову, в декабре 2017 года в Аргентину лично прилетал секретарь СБ Николай Патрушев. Предполагается, что он вел переговоры с аргентинцами на эту щекотливую тему, чтобы уладить скандал. Российская сторона опровергла использование самолета в этой операции, но полиция Аргентины поместила в Интернете соответствующие фотографии. А маршрут Москва – Буэнос-Айрес подтверждается данными сайтов FlightRadar24 и russianplanes.net.
Агентство «Росбалт» пытается выстроить картину событий: российский посол в Аргентине Виктор Коронелли обратился к местной полиции, обнаружив подозрительные чемоданы, хранившиеся в здании школы при посольстве РФ. Аргентинские правоохранительные органы с согласия дипломата вошли в помещение, формально считающееся российской территорией, и вскрыли багаж, якобы принадлежащий бывшему бухгалтеру (или завхозу) диппредставительства. В нем обнаружилось 389 кг кокаина.
«…Выходит весьма неприглядная для российских властей картина. Наркотики поставлялись по дипломатическим каналам, причем не только через Аргентину, но и через Уругвай, в течение нескольких лет. Посол России в Аргентине Виктор Коронелли как минимум не мешал предоставлять для доставки грузов дипломатический транспорт и, как утверждается, использовалась и диппочта. Возможно, в курсе происходящего был помощник посла по безопасности Олег Воробьев. Снаружи посольства за наркотрафик, кроме Ковальчука, отвечали также некий Иван Близнюк (аргентинский полицейский, явно «постсоветского» происхождения) и техник Александр Чикало», - пишет автор.
А газета «Коммерсант» цитирует публикацию в британской газете The Independent, которая отмечает, что даже по южноамериканским меркам «кокаиновое дело» кажется беспрецедентным – почти 400 кг самого чистого в мире наркотика, преступный синдикат и российское посольство, а также спецоперация по перевозке муки. «Насколько тесно участники наркотрафика были связаны с дипломатами? Почему даже подмененный груз улетел в Россию на правительственном самолете? И зачем российский МИД это отрицает, хотя есть фото?» - задается вопросом лондонское издание.
Российский журналист Константин Эггерт, который, по его словам, 30 лет назад недолго проработал переводчиком-стажером в экономическом отделе одного из советских посольств, указывает на некоторые особенности советско-российской дипломатической миссии. «…Офицеры службы безопасности посольства внимательно наблюдают за жизнью сотрудников миссии. Залежавшийся багаж простого технаря весом в целых четыреста килограммов не мог не вызвать у них подозрений… с того момента, как Али Абьянов якобы оставил его на хранение. Но много месяцев почему-то не вызывал», - пишет автор на сайте Deutsche Welle.
Продолжение следует
* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă