29 января министерство финансов США опубликовало долгожданный «кремлевский список» из 114 представителей высшего руководства России, кроме Путина, и 96 крупнейших бизнесменов. Предполагается, что в их отношении будут введены персональные санкции – «по традиции», за Крым, Донбасс, а также за предполагаемое вмешательство в американские выборы 2016 года. Загвоздка, однако, в том, что «черный список» оказался не адресно-выборочным, а поголовным, больше напоминая телефонный справочник или, как тонко заметили наблюдатели, список «Форбс». Именно индивидуальный подход к включению в список должен был служить доказательством тщательной проработанности перечня людей и, соответственно, их причастности к предъявляемым деяниям.
Почему так получилось и что может последовать дальше, попытаемся выяснить. Я не буду перечислять приведенные имена – список можно найти по ссылке. Для начала же напомню, что публикация «кремлевского списка» была одним из пунктов, который должна выполнить администрация Дональда Трампа в рамках реализации закона «О противостоянии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA) от августа 2017 года.
«Кремлевский доклад» разделен на две части: «служебную записку» и засекреченную часть. По поводу первой части говорится, что она не является самим по себе введением санкций и не должна трактоваться как список лиц, на которых автоматически накладываются какие-либо ограничения. Но в Вашингтоне подчеркивают, что в дальнейшем санкции всё равно появятся. В подтверждение этого тезиса Минфин указывает на секретный раздел документа. «Минфин включил закрытое приложение в отчет, чтобы избежать потенциального ухода активов указанных в нем лиц и организаций, а также для предотвращения раскрытия конфиденциальной информации», - сообщает РИА Новости со ссылкой на заявление американского ведомства. Более того, министр финансов США Стивен Мнучин заявил, что новые ограничения против фигурантов «списка 210» введут в ближайшее время, причем санкции станут следствием закрытой части доклада, в которой сотни страниц.
Эксперты отмечают, что самым масштабным ударом по России могли бы стать не персональные санкции на основе списка, а замораживание российских суверенных долговых бумаг в США. Но об этом потом. А сейчас в Госдепартаменте не скрывают, что новые санкции могут ударить по зарубежным партнерам российского оборонно-промышленного комплекса. Условием для попадания в «черный список» станут «значительные транзакции с российским ОПК и разведкой», пояснил анонимный источник ТАСС в американском ведомстве. Собеседник добавил, что программа направленных против России санкций будет продолжаться ровно до тех пор, пока Россия «не остановит те провокационные и дестабилизирующие действия», которые и привели к утверждению закона о санкциях (CAATSA), пишет «Газета».
Теперь «кремлевский доклад» изучают профильные комитеты обеих палат Конгресса США: это комитет по международным делам, комитет по финансовым услугам и комитет по методам и средствам Палаты представителей; комитет по банковской деятельности, жилищному и городскому строительству, комитет по международным делам и финансовый комитет Сената.
Как сообщает «Газета», члены комитетов должны одобрить представленные Минфином предложения по этому вопросу в месячный срок. И если одобрение будет получено, документ передадут на общее рассмотрение нижней палаты Конгресса. Если инициативу поддержат и там, вопрос о введении санкций в отношении лиц из «кремлевского списка» должен будет одобрить Сенат. И только после этого документ попадет на стол к Трампу.
Российский политолог Михаил Виноградов считает, что американцы посылают фигурантам списка некий сигнал призадуматься. «Столь широкий список не консолидирует элиты, но покажет всем, что для минимизации риска санкций лучше держаться подальше от номинального представительства в российском истеблишменте», - пояснил он. По его словам, американская сторона намекнула, что каждого из фигурантов будут внимательно мониторить и в части финансовых операций, и в части публичной активности. «И активность по «спорным» вопросам не останется незамеченным. Тогда получается создание механизма, который можно будет выборочно использовать», - сказал Виноградов «Газете».
Примерно такое же мнение выразил замдиректора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов. Он расценивает «кремлевский доклад» как попытку изменить характер давления на РФ. «Мы видим, что внешняя политика России не изменилась за время санкций. Они [американцы] посылают новый сигнал: перестаньте поддерживать власть, иначе против вас будут введены санкции», - поясняет Игнатов «Газете». По его мнению, сейчас можно говорить о том, что США достали пистолет и положили его на стол.
Известный российский политолог, председатель Совета по внешней и оборонной политике Фёдор Лукьянов удивлен содержанием «кремлевского доклада». На первый взгляд, пишет он в «Российской газете», документ «выглядит то ли халтурой, то ли троллингом». «На деле шаг администрации намного более продуманный, чем кажется. Все происходит в русле идеологии Трампа, в соответствии с которой глобализация в современном неолиберальном виде не отвечает интересам США и должна быть пересмотрена. И Россия здесь частный, хотя и наиболее яркий случай общего, очень последовательного подхода», - поясняет эксперт.
По его представлению, цель санкций может быть двоякой: либо снова сделать Россию «хорошей», то есть соответствующей курсу США, либо жестко ограничить ее на долгий срок. Закон о санкциях, полагает Лукьянов, вписывался в первый вариант, но он не соответствует взглядам Трампа и его команды. Подтверждением этого российский эксперт считает принятую в декабре новую Стратегию национальной безопасности США, где Россия и Китай названы «ревизионистскими странами». Однако Трамп – противник смены режимов в мире. И потому «черный список» не оставляет «провинившимся» олигархам выбора – только возвращение в лоно России, а не внутренний раскол против Путина. Проще говоря, российские деньги должны вернуться в Россию – это и есть антиглобализм Трампа. По словам Лукьянова, роль государства в экономике повсеместно повышается. «И частный интерес сливается с государственным в единой философии «Мы прежде всего». Америка свой путь определила. Остальным теперь решать, как вести себя в новом мире», - резюмирует российский эксперт.
Продолжение следует
* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă