Linkuri accesibilitate

Призраки Австро-Венгрии. Консервативная революция в Центральной Европе. Часть 2


О возможном дрейфе Австрии в сторону исторических собратьев по Австро-Венгрии пишет и американское агентство Bloomberg, на сайте которого политолог Леонид Бершидский отмечает, что жесткая позиция Вены в отношении мигрантов заставит ее двигаться в сторону «Вышеградской четверки». «Польшей управляет националистическая партия, в Словакии крайне правая сила входит в состав правящей коалиции, в Чехии относительно евроскептично настроенный Андрей Бабиш близок к победе на выборах (уже победил); венгерский премьер-министр Виктор Орбан – один из любимых политиков Штрахе, - пишет автор. – С поддержкой… Австрии посткоммунистические страны могут осмелеть и еще увереннее выступать против того, что они воспринимают как «диктатуру ЕС» - не только касательно иммиграции, но и экономической интеграции».

«Является ли политика «правой», когда кто-нибудь требует введения более жесткого наказания за тяжкие уголовные преступления и бόльших возможностей отслеживать террористическую деятельность, чтобы предотвратить теракты? Является ли политика «правой», если партии, которые, хоть и поддерживают европейскую идею, с помощью дополнительных пунктов хотят подправить свод правил ЕС?» - задается риторическим вопросом немецкая консервативная газета Die Welt. И сама же отвечает: «Сдвиг вправо» - абсурдная категория. Политика может быть или правильной, или неправильной. И миграционная политика Курца в основном правильна, потому что она делает упор на контролируемую миграцию и разоблачает действующую защиту внешних границ ЕС как химеру».

А еще немецкое издание излагает мысль, которую иначе как «золотой» не назовешь: «…в таких разных и благополучных европейских странах, как Германия, Финляндия или Австрия, всеобщая потребность в социальной справедливости и равных возможностях в настоящее время меньше, чем потребность в безопасности и порядке. Это своевременно не поняли ни кандидат на пост канцлера Германии от СДПГ Мартин Шульц, ни канцлер Австрии Кристиан Керн, представляющий Социал-демократическую партию Австрии». И поэтому их политические силы проиграли, добавим мы.

Еще один объект критики, а значит, предвыборной повестки Народной партии – Турция. Себастьян Курц убежден, что после конституционной реформы по инициативе Эрдогана эта страна уже не может быть кандидатом на вступление в Евросоюз. Курц заодно «прошелся» по теме мусульманских детских садов в Австрии. «Он утверждал, что государство не должно финансировать дошкольные учреждения, препятствующие интеграции детей иммигрантов в австрийское общество», - пишет на сайте «Независимой газеты» научный сотрудник Института Европы РАН Василий Грибовский.

Теперь отправимся в соседнюю с Австрией страну – Чехию. Там происходят не менее интересные события. 20-21 октября в бывшей социалистической республике прошли выборы в нижнюю палату парламента. Сказать, что они завершились неожиданно, это не сказать ничего. Первое место уверенно заняла партия умеренных евроскептиков – ANO (по-чешски «Да», аббревиатура расшифровывается как «Akce nespokojených občanů» - «Действие недовольных граждан»). У нее почти 30% голосов, или 78 мест в 200-местном парламенте. На второе место пришла правоцентристская партия умеренных евроскептиков – Гражданская демократическая партия, у нее чуть более 11%, или 25 мест.

Третье место получила «нестандартная», лево-анархистская Пиратская партия, сторонница широких гражданских свобод. «Пираты» получили почти 11% и впервые прошли в парламент с 22 местами. Наконец, на четвертое место вышла партия жестких евроскептиков, противников миграции и ислама – Партия свободы и прямой демократии. У нее чуть меньше, чем у Пиратской партии, и тоже первый приход в парламент с 22 местами. На пятом и шестом месте, соответственно, коммунисты и социал-демократы – у них по 15 мест, причем последние были правящей партией!

Важная особенность: из четырех партий евроскептиков (коммунисты и социал-демократы сюда не относятся) лишь одна (Гражданская демократическая) может считаться «старой», поскольку появилась в 1991 году, то есть уже после «бархатной революции», но еще в Чехословакии. Остальные три появились за последние восемь лет! «Пираты» в 2009 году, «АНО» в 2011-м, Партия свободы и прямой демократии – в 2015 году. Это значит, что чешское общество было остро заинтересовано в новых силах, свежих идеях.

«Выборы ослабили политическую систему Чехии, поскольку привели к дроблению партийного спектра и создали в значительной степени неуправляемый парламент, в который вошли девять партий… Политический ландшафт Чехии кардинально изменился, людям надоели традиционные партии и связанные с ними коррупция, бюрократия и игнорирование национальных интересов», - говорится в редакционном материале ИноСМИ.

Победа партии Бабиша на выборах вновь позволяет наблюдателям говорить о наличии коалиции против Брюсселя в лице стран Центральной Европы, которые когда-то составляли Австро-Венгрию (Польша туда не входила, но Галиция и Ладомерия были частью империи). Сам Андрей Бабиш, пишет издание, тесно связан с президентом Чехии Милошем Земаном, который намерен назначить миллиардера премьер-министром. Оба они считаются евроскептиками и выступают за отмену санкций против России. А еще президент и потенциальный премьер критикуют миграционную политику Ангелы Меркель.

К слову, сам господин Бабиш в беседе с журналистами заявил, что считает потенциальными союзниками «Вышеградской четверки» Австрию, Словению и Хорватию. «Определенно, мы имеем союзника в лице Австрии, Курца, позиция которого по вопросу миграции совпадает с нашей», - подчеркнул лидер чешской партии «АНО», которого цитирует ТАСС. Кстати, Словения и Хорватия тоже были частью Австро-Венгрии.

Московский центр Карнеги опубликовал прекрасный материал, во многом объясняющий национальные чаяния в описываемых странах. Например, венгры так и не оправились после «трианонской трагедии» 1920 года, и сегодняшняя деятельность Виктора Орбана на международной арене удовлетворяет запросам мадьяр на рост влияния их страны. Поляки продолжают бороться с внешними «угнетателями»: «москалями», бандеровцами, беженцами-мусульманами, либералами из Брюсселя, Меркель и т.д. «И как бы многочисленны ни были враги, поляки все равно лучше погибнут, чем изменят своим единственно верным консервативно-католическим ценностям», - говорится в тексте.

Чехи другие: «им хочется считать себя приземленными, практичными, с мещанским здравым смыслом и без всяких там идеологий, религий, геополитики и прочих высоких материй». «Поэтому мировые СМИ, возможно, были во многом правы, когда записали разгромную победу Андрея Бабиша на чешских выборах в очередной триумф национал-популистов в Восточной Европе. Но это триумф именно чешского национал-популизма, и он имеет очень мало общего с польским или венгерским», - утверждает автор публикации. Однако он не предвидит в чешской политике серьезных потрясений сродни тем, что царят в Польше и Венгрии.

«Жители Центральной Европы отчасти сделали то, к чему призвал их демократический мир: они разработали независимую политику. Но всё чаще доминирующие политические настроения в этих странах противоречат либеральным идеалам Европейского Союза, - пишет в редакционном материале агентство «Рейтер». – ЕС теперь находится между Британией с ее Брекситом и странами Центральной Европы, которые всё больше разочаровывают. Стремление к закрытию границ, нежелание принимать авторитет Брюсселя возрастают и распространяются. В этой ситуации мечта о европейском единстве пока кажется недостижимой».

На этом я с позволения читателей и вопреки собственным традициям завершу свой текст без комментария…

Часть 1

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

XS
SM
MD
LG