Linkuri accesibilitate

Новые лица, старые проблемы. О смене послов России и США


Так вышло, что новый пик конфронтации России и США совпал с появлением новых людей в должности послов этих стран друг у друга. Сергей Кисляк, чье имя непременно связывается со скандальным вмешательством России в выборы президента США, завершил миссию в Вашингтоне. А Джон Теффт скоро закончит работу в Москве, и его, видимо, сменит Джон Хантсман-младший, кандидатуру которого предстоит утвердить Сенату США, хотя на данный момент нет никаких признаков отклонения этой кандидатуры. По крайней мере, агреман от Москвы уже получен. Ну, а бывший замминистра обороны РФ Анатолий Антонов (военный и дипломат в одном лице – нечастое явление сегодня) уже отбыл в российское посольство в Вашингтон в это непростое время.

Поскольку российский представитель уже находится на рабочем месте, в то время как Хантсман ждет официального утверждения, мы начнем повествование с Анатолия Антонова. Он родился в 1955 году, в 1978-м окончил МГИМО и сразу поступил на службу в МИД СССР, откуда был направлен в Минобороны России в 2011 году. Будучи на дипломатической службе, Антонов курировал переговоры с Соединенными Штатами по заключению Соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), которое было подписано 8 апреля 2010 года Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым. А в министерстве обороны господин Антонов отвечал за переговоры с США по проблеме ПРО, по взаимодействию в Афганистане и Сирии, а также за сотрудничестве в военной сфере с рядом стран Азии и Ближнего Востока.

Наблюдатели называют Антонова жестким переговорщиком и одновременно искусным дипломатом, отлично разбирающимся в американской тематике. «В какой-то мере его назначение в США – это вызов американской дипломатии, поскольку Антонов будет нуждаться в равном себе партнере», - пишет в газете «Известия» российский политолог Андрей Сушенцов. По его мнению, сейчас наступает время конфиденциальных переговоров с США, и в Вашингтоне есть целый ряд деятелей, которых можно считать «трезвыми профессионалами»: госсекретарь Рекс Тиллерсон, министр обороны Джеймс Мэттис и советник по национальной безопасности Герберт Макмастер. «Взаимное уважение профессионалов могло бы многое изменить в отношениях России и США, по крайней мере, вернуть в двусторонние отношения стабильность и предсказуемость. Но это будет возможно, только если внутриполитические борения в США не выплеснутся в новый кризис», - предполагает Сушенцов.

Он также отмечает, что российский посол в Вашингтоне сидит дольше, чем американский посол в Москве. Американцы, кстати, повсеместно практикуют быструю смену послов – один раз в 3-4 года, в то время как другие страны оставляют своих дипломатов минимум на 4-5 лет. Тот же Кисляк находился в США с 2008 года, а легендой и рекордсменом остается посол СССР в США Анатолий Добрынин – с 1962 по 1986 годы! «Накопленные им опыт и экспертиза были таковы, что исследователь дипломатии Смит Симпсон констатировал: Добрынин более искушен в международных делах, чем любой современный ему высокопоставленный американский чиновник», - пишет Сушенцов.

Узнаем мнение Анатолия Антонова от него самого. В эксклюзивном интервью газете «Коммерсант» новый посол озвучил ряд программных позиций, которые, с одной стороны, не представляют собой никаких революционных изменений в подходах путинской России, а с другой, подтверждают готовность российской дипломатии добиваться улучшения отношений, но не любой ценой. «Рассчитываем, что в Вашингтоне все-таки возьмут верх здравый смысл и понимание бесперспективности попыток нажима на нашу страну. Нельзя забывать, что Россия и США, обладающие крупнейшими ядерными потенциалами, несут особую ответственность за глобальную стабильность и безопасность. Когда мы действуем вместе на международной арене, тогда мир становится спокойнее и безопаснее», - заявил Антонов. По его словам, державам всё еще нужно сотрудничать в вопросах противодействия терроризму и наркотрафику, борьбы с киберугрозами и т.д.

Российский посол привел ряд любопытных цифр по торговому обороту. «На фоне неблагоприятной конъюнктуры и санкций двусторонний товарооборот просел почти на треть – с 29 млрд. долларов в 2014 году до 20 млрд. долларов в прошлом. Но основной ущерб понесли именно американские экспортеры, а не российские потребители…», - рассказал Антонов. Особенно много, по его словам, потеряли те компании из США, которые под давлением своих властей были вынуждены свернуть перспективные проекты в России – например, планы Exxon Mobil по добыче нефти на арктическом шельфе, куда было вложено 10 млрд. долларов США. В заключение дипломат выразил надежду на то, что американцы в итоге поймут бесперспективность политики давления на Россию.

Посмотрим теперь на персону нового посла США в России. Сразу оговорюсь, что Джон Хантсман-младший – первый за многие годы руководитель американской дипломатической миссии в Москве, не владеющий русским языком. Господин Хантсман – китаист, работал послом в Сингапуре и Китае, работал также на Тайване. Как пишет армянский политолог-американист Арег Галстян, Хантсман за годы работы в Азии зарекомендовал себя как искусный дипломат и жесткий переговорщик (прямо как Антонов, заметим мы). «В отличие от многих своих коллег, Хантсман не держал при себе большой корпус советников, консультантов и аналитиков. Он всегда сам пытается разобраться в хитросплетениях международной политики, веря, что профессиональный политик должен быть высококлассным аналитиком и психологом», - пишет политолог в журнале «Форбс».

С другой стороны, дипломатичный Хантсман сумел расположить к себе боссов крупных американских компаний, в том числе нефтяников. Так, у него прекрасные отношения с госсекретарем Рексом Тиллерсоном, бывшим топ-менеджером Exxon Mobil, и министром энергетики Риком Пери, влиятельным лоббистом Chevron, продолжает Арег Галстян. Нефтяным гигантам в условиях санкций против России «нужен человек, который сможет при ухудшении политического диалога Вашингтона с Москвой… защитить их корпоративные интересы». «Иными словами, новый посол должен донести до российских собеседников, что нефтяные компании против санкций и готовы дальше работать с Россией, но повлиять на их отмену не могут», - резюмирует автор.

Не последний факт в послужном списке Джона Хантсмана-младшего – избрание председателем Атлантического совета, влиятельного «мозгового центра», оплота неоконсерваторов. «Он первоклассный глобальный мыслитель, госслужащий и бизнесмен в одном лице», - говорилось в заявлении Совета, на которое ссылается «Лента». Можно сделать первый вывод: если Хантсман – выдвиженец неоконсервативных кругов и не владеет русским языком, значит, администрации Трампа не нужно, чтобы новой посол искал общий язык с Москвой – в прямом и переносном смысле. Ей нужно, чтобы посол жестко продвигал американскую повестку. Получится у него или нет, покажет время.

Между тем, обновление дипломатической «картинки» происходит не только на уровне послов. Уже известен преемник Виктории Нуланд на посту помощника госсекретаря по делам Европы и Евразии. Это еще один «ястреб» и неоконсерватор Уэсс Митчелл, руководитель экспертного Центра по анализу европейской политики (CEPA), специалист по Восточной Европе. Примечательно, что в 2016 году он написал книгу «Неспокойные рубежи: крепнущие противники, уязвимые союзники и кризис американской власти», где Россия, Китай и Иран открыто названы опасными соперниками США. Кроме того, экспертный Центр Митчелла по заказу Пентагона подготовил в 2015 году доклад о положении союзников США в Центральной и Восточной Европе, Восточной Азии и на Ближнем Востоке.

«После окончания холодной войны на Западе надеялись, что Россия станет чем-то вроде гигантской Польши – либеральным государством с демилитаризированной внешней политикой. Однако вместо этого она превратилась в современный аналог Карфагена – мрачную, агрессивную державу, которая стремится отомстить тем, кто, как она считает, лишил ее могущества», - пишет «Коммерсант», ссылаясь на упомянутую книгу.

Однако заместитель вашингтонского Центра стратегических и международных исследований (CSIS), специалист по постсоветскому пространству Джеффри Манкофф сомневается, что Митчелл будет оказывать существенное влияние на внешнюю политику США. «Эта администрация действует непривычно хаотично, в том числе на российском направлении, и не совсем понятно, кто на самом деле формирует политику в условиях, когда устоявшиеся бюрократические цепочки кажутся незадействованными», - сказал он «Ъ». К тому же сегодняшний Госдеп во главе с Тиллерсоном – самый слабый по влиянию на президента со времен Ричарда Никсона (к слову, тогда большее влияние имел советник по национальной безопасности Генри Киссинджер, который потом сменил слабого Уильяма Роджерса на посту госсекретаря). Сегодня решения принимает семья Трампа, добавил Манкофф.

С другой стороны, говорит вице-президент Фонда Карнеги, бывший сотрудник Госдепартамента и Белого дома Эндрю Вайс, настойчивость Трампа в установлении личных связей с Путиным «вызывают серьезную обеспокоенность у карьерных бюрократов». «Если верить последним сообщениям СМИ, это тревожит даже таких влиятельных членов Совета национальной безопасности, как генерал Макмастер», - сказал эксперт «Коммерсанту», ссылаясь на сообщение в прессе о том, что отношение Трампа к Путину сталкивает хозяина Белого дома с его высокопоставленными помощниками.

И последнее на эту тему. Уже не в первый раз я встречаю в российском и американском экспертном сообществе материалы о том, что в обеих странах произошел «разрыв поколений специалистов». В смысле, что и у американцев, и у русских возник острый дефицит специалистов, которые бы профессионально разбирались в делах друг друга. Так, в США уходит поколение, видевшее «холодную войну» и питавшее мало-мальски уважение к идеологическому противнику, демонстрируя прагматичный и реалистичный подход.

«Эти люди формировались в то время, когда Россия уже не была главным приоритетом американской внешней политики… Обамовская характеристика России как «региональной державы» – речевой штамп, отражающий консенсус этого нового поколения, для которого Россия не воспринималась как важнейшая угроза американской национальной безопасности и вообще не вызывала большого интереса», - пишет программный директор Московского центра Карнеги Александр Габуев в газете «Ведомости».

Однако всё изменилось после скандала с российским вмешательством в президентские выборы 2016 года. «…Для нового поколения американского внешнеполитического истеблишмента Россия – это иностранная держава, всерьез вмешавшаяся в демократический процесс у них на родине и способствовавшая приходу к власти человека, который в ближайшие годы будет расшатывать основы любимой ими страны», - продолжает автор. И эти люди скоро встанут во главе ведущих федеральных органов, занимающихся внешней политикой и безопасностью. И для них Россия останется агрессивным игроком, который спит и видит, как бы поставить США под угрозу.

Однако проблема в том, что и в России приходит поколение, которое считает США врагом России, а борьбу против Америки видит «как неизбежную часть своей работы и даже миссию страны». «Будущее столкновение двух этих групп… может быть гораздо более разрушительным, чем нынешний уровень конфронтации. Для России это крайне опасно. Даже если угроза ядерного сдерживания предотвратит крупномасштабный военный конфликт с США, силовое и системное противостояние… будет отвлекать у страны массу ресурсов, необходимых для преодоления серьезных внутренних вызовов», - отмечает Габуев.

Строго говоря, на послов и заместителей министра иностранных дел или госсекретаря не нужно возлагать особых надежд, ведь они в основном призваны строго соблюдать инструкции высшего руководства. Но мне представляется, что российские послы имеют более высокую степень свободы, поскольку стабильность (читай: несменяемость) власти гарантирует более размеренный темп дипломатической миссии РФ, в то время как американцы действительно ограничены электоральными сроками. Отсюда можно осторожно предположить, что российское посольство лучше осведомлено о делах в американских правящих кругах, чем посольство США – о верхушке в Москве. Может, этим объясняется уверенность Антонова в интервью? Впрочем, язык дан дипломату для того, чтобы скрывать свои мысли. Скоро мы узнаем, чьи кадры окажутся качественнее…

Читайте также:

Сокращенные штаты дипломатии. Часть 1 / Часть 2

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

XS
SM
MD
LG