Linkuri accesibilitate

Новая Восточная Европа – для Трампа и Путина? Часть 2


Руководитель программ Московского центра Карнеги Андрей Колесников полагает, что администрация Дональда Трампа ищет в Варшаве не только союзническую Польшу, но и Польшу в расширенном понимании – почти равную Восточной Европе. «Его интерес – формирование «своей» Европы, в противовес не понимающей его Европе «старой». Россия в этом раскладе вообще не рассматривается как игрок, она остается «на полях», там, где пройдет историческое рукопожатие. Интерес восточноевропейских стран – затеять игру «А ну-ка, отними нас у Трампа!» с руководством Евросоюза», - пишет эксперт на сайте РБК.

Главный научный сотрудник Отделения международных экономических и политических исследований Института экономики РАН Александр Ципко сказал «Голосу Америки», что Трамп в момент «эмоционального противостояния с Германией и Францией» использовал визит для сближения с Восточной Европой, где важную роль играет Польша.

Профессор Высшей школы экономики Юлий Нисневич полагает, что, с одной стороны, выступление Трампа в основном рассчитано на Польшу, а с другой стороны, сделано специально накануне встречи с Путиным в Гамбурге, и здесь нет элемента случайности. «Трамп намеренно жестко сформулировал свою оценку роли России (в Европе), чтобы усилить свои переговорные позиции», - сказал доктор политических наук «Голосу Америки».

«Помимо прочего, выступление президента США следует рассматривать в рамках укрепления восточного фланга НАТО. Безусловно, здесь есть также экономическая составляющая, связанная с лоббированием поставок американского сжиженного газа в европейские страны. Пока довольно сложно оценить перспективы этого проекта. В один час принять решение об отказе от хорошо налаженных поставок углеводородов из России невозможно, так не бывает. Но, безусловно, это малоприятный звонок для Москвы», - заключил Нисневич.

Посмотрим теперь на мнение польской дипломатии. В частности, глава МИД Витольд Ващиковский выразил надежду на начало поставок американского сжиженного газа. Надежду, но не уверенность; и это характерно не только для МИД. «Я рад, что в прошлом месяце в Польшу прибыла первая поставка американского сжиженного природного газа. Я надеюсь, что мы доставим его больше, быть может, только немного поднимем цены…», - полушутя сказал Трамп на совместной пресс-конференции с президентом Польши Анджеем Дудой.

С другой стороны, польская пресса констатирует отсутствие определенности в вопросе поставок ракетных систем Patriot «в самой последней конфигурации», пишет агентство «Регнум». Оно же указывает на реакцию «старой» Европы на поездку Трампа. Так, немецкая газета Die Welt считает выступление американского президента в Варшаве «попыткой разделить Европу». Президент США видит Восточную Европу гарантом и хранителем классических европейских ценностей: свободы, нации, христианства, семьи – и хочет усилить консервативное видение против преобразующей транснациональной и мультикультурной стратегии Западной Европы во главе с Германией, считает издание.

Что касается американских ракет, Варшава пока довольствуется соответствующим соглашением. «Был подписан меморандум, информирующий о том, что правительство США выражает согласие на продажу Польше систем Patriot в самой современной конфигурации с системой управления огнем IBCS и радаром», - рассказал министр обороны Польши Антоний Мацеревич. «Эта система позволит эффективно противодействовать (российским) системам «Искандер»», - цитирует министра газета «Коммерсант».

По информации «Ъ», контракт на покупку восьми батарей Patriot будет подписан до конца 2017 года, а первые комплексы появятся не раньше, чем через пять лет. Аналогичный контракт на поставку 10 батарей был подписан в 2008 году, и в 2010 году первый зенитно-ракетный комплекс появился на базе в районе польского города Моронг в 60 км от границы с Калининградской областью. Между тем, Дональд Трамп на саммите «Междуморья» заявил, что не обсуждал с Анджеем Дудой вопрос продления пребывания 3,5 тыс. американских военных на территории Польши, продолжает «Коммерсант». Трамп сказал, что «в настоящее время говорить о гарантиях» нельзя, но добавил, что Вашингтон сотрудничает с Варшавой и отвечает на российские действия.

Наш старый знакомый из Петербурга, блогер Анатолий Несмиян, обратил внимание на сделанное в Варшаве жесткое заявление Трампа в адрес России: «Мы призываем Россию прекратить свою агрессию на Украине и в других частях света и перестать поддерживать враждебные режимы в Сирии и Иране». Хозяин Белого дома также призвал Россию присоединиться к сообществу ответственных государств в «борьбе против общих врагов ради защиты цивилизации». Строго говоря, на эти слова обратили внимание все наблюдатели, но некоторые полагают, что это было сделано исключительно для услады польского уха.

Теперь, рассуждает Эль-Мюрид, у российской власти непростая ситуация: ей по духу ближе «глобалистская элита», представленная в основном Демократической партией, проигравшей выборы. Команда Обамы задавала общий мировой тренд, в рамках которого у российской элиты была определенная свобода действий. Однако «имперская элита», которую олицетворяет команда Трампа, предполагает глобальное доминирование, которое подразумевает «деятельное участие метрополии во всех делах своих колоний». «На выборах 2016 года российская «элита» болела за Трампа… Трамп казался меньшим злом в личном плане, хотя и опасным с точки зрения конфликта интересов стоящих за ним групп США и воровской братвы в России. …Трамп чем дальше, тем больше будет убирать в сторону личное, а выводить на поверхность групповое. Возможные личные пристрастия… будут уступать место групповым интересам. И в этих интересах места путинской братве точно нет», - резюмирует автор.

Как видите, в этом изобилии комментариев довольно сложно найти правду (если она вообще есть) и понять, какая роль уготована «новой» Восточной Европе в планах администрации Дональда Трампа. Одни говорят, что 45-й президент США намерен укрепить этот регион как буфер между «старой» либеральной Европой и непредсказуемой Россией. Другие полагают, что Трампу достаточно оторвать «Междуморье» от Брюсселя, а там можно будет и «поделиться» с Россией. Откровенно говоря, я считаю второй сценарий притянутым за уши, поскольку Трамп – бизнесмен, а у многих людей с таким жизненным подходом отсутствует понятие «отдать» или «поделиться».

С другой стороны, я усматриваю серьезное концептуальное противоречие. Чисто методологически консервативные режимы Восточной Европы, будь то Польша или Венгрия, действительно дрейфуют в сторону путинской «суверенной демократии» или же «трампизма» в его фундаментальной неприязни к либерализму. Мне сложно представить, что сегодняшняя Варшава готова сближаться с Москвой, но между ними много общего в методах внутренней политики. Однако чисто идеологически русофобия той же Польши или Балтии не оставляет Москве ни единого шанса в усилении влияния в означенном регионе, особенно если мы еще вспомним традиционное недоверие к России со стороны Румынии, серьезное поражение РФ в Македонии и Черногории и дрейф Сербии к Евросоюзу и НАТО. Впрочем, у Москвы остается пространство для маневра – это шаткость положения самого Трампа в Вашингтоне и отсутствие у него четко выверенного внешнеполитического курса.

Часть 1

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

XS
SM
MD
LG