Необычный вопрос министру здравоохранения был задан после недавнего интервью руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) Анны Поповой агентству РИА Новости.
В нем шла речь, в частности, об интересном опыте Японии, где еще в апреле 2008 года вступил в силу специальный закон, обязывающий работодателей ежегодно организовывать для своих сотрудников контрольные замеры их талии. Его прозвали “метабо-законом” – от определения “метаболический синдром”, который нередко называют “чумой XXI века”.
Речь идет о комплексе факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний и сахарного диабета, связанных с нарушением обмена веществ, в основе которого – избыточный вес.
“Метабо-закон” устанавливал предельные величины охвата талии для работающих японцев – главным образом в возрасте от 40 до 74 лет: 85 см для мужчин и 90 см – для женщин. Другим критерием считается так называемый “Индекс массы тела” (ИМТ), который не должен превышать 25 кг/м2.
Если же показатели взрослого японца (охват талии или ИМТ) превышают указанные нормативы, закон предусматривает прохождение специальных курсов и консультирование.
Персональная ответственность самого такого работника законом не предусматривается, однако работодатели или местные власти обязаны обеспечить охват новыми требованиями не менее 65% своего персонала. И в течение первых 4 лет они должны были сократить численность работников с избыточным весом на 10%, а через 7 лет – на 25%. В противном случае этим работодателям грозит штраф в размере до 10% текущих их платежей в национальную систему медицинского страхования.
В результате, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), за период с 2010 по 2015 год доля взрослого населения (старше 15 лет) с избыточным весом сократилась в Японии с 25,3% до 23,8%. Однако в 2016 году она вновь выросла – до 25,4% (более поздних данных пока нет).
Впрочем, Япония и так остается в группе стран мира с минимальными показателями населения с избыточным весом. Самые же высокие – у небольших островных государств Тихого океана, минимальные – в странах Юго-Восточной Азии, свидетельствует статистика ВОЗ. Заметим, что этот уровень в России почти в 1,5 раза превышает среднемировой, но при этом оказывается значительно ниже, чем, например, у США, Великобритании, Канады или Израиля:
В целом же в категорию “избыточный вес” в 2016 году попадали 39% всех в мире мужчин старше 18 лет и 39% женщин (в 1975 году – 20% и 23% соответственно), отмечает ВОЗ. Тогда как “ожирением” страдали примерно 13% всего взрослого населения Земли (11% мужчин и 15% женщин; в 1975-м – 3% и 6%). А показатель России оказывался уже почти в 1,8 раза выше среднемирового:
В России за минувшие 30 лет, по данным ВОЗ, доля населения старше 18 лет с показателями “ожирение” выросла у женщин на 18%, тогда как у мужчин – более чем вдвое. Гораздо быстрее росла и доля российских мужчин, подпадающих под определение “избыточный вес”: в 2011 году она впервые сравнялась с этим показателем для женщин и с тех пор все больше его превышает:
Однако если сравнивать со странами Европы, доля мужчин с избыточным весом (ИМТ ≥25) в России лишь ненамного превышает среднеевропейский уровень. Тогда как по тому же показателю для женского населения Россия уступает всем странам Европейского союза без исключения. Для сопоставления взяты данные Евростата по странам Европы за 2016 год (более поздних пока нет) и показатель ВОЗ за тот же год – для России:
Впрочем, в пресс-службе самого Роспотребнадзора – вскоре после публикации интервью руководителя службы Анны Поповой – заявили радиостанции “Говорит Москва”, что “речи о введении таких мер на законодательном уровне в России не идёт: это только пример того, как регулируется в других странах. Никакие штрафы, разумеется, не предполагаются. Идет изучение международного опыта”.
Пока этот опыт, как следует из международного исследования британских экспертов, представленного в 2018 году, сводится скорее к пробному введению специальных дополнительных налогов в отношении определенных продуктов питания или напитков (как, например, в Венгрии, Мексике или американском штате Калифорния).