Интервью с кандидатом от Демократической партии на выборах президента Республики Молдова
Свободная Европа: Мнения депутатов о роли и полномочиях будущего главы государства разнятся. Что может сделать президент, если режим правления в Молдове – смешанный?
Мариан Лупу: Президент должен делать ровно то, что делают другие президенты в странах с аналогичным политическим режимом. Таких стран достаточно много, где президента избирает народ. Вместе с тем, в этих странах есть политический режим, который обеспечивает равновесие и баланс.
Cистема сдержек и противовесов не позволяет, в принципе, возможность абсолютной, чрезмерной концентрации власти в руках одного человека
Иными словами, президент распределяет функции и ответственность между государственными институтами: аппаратом главы государства, парламентом и правительством. Лично мне кажется, что в таких условиях политический режим в Республике Молдова – вполне подходящий для демократии, находящейся на этапе своего становления, для развивающейся демократии. Эта система сдержек и противовесов играет важную роль и не позволяет, в принципе, согласно Конституции, возможность абсолютной, чрезмерной концентрации власти в руках одного человека.
Не в политическом режиме наша проблема. Наша проблема – в политиках, в их неспособности работать сообща и договариваться, понимать тот факт, что они избраны народом не для того, чтобы вести нескончаемую полемику, заниматься дебатами и политической войной: кто важнее, и кто должен играть роль первой скрипки в Молдове.
Президент должен в обязательном порядке располагать необходимыми рычагами для выполнения своих задач и функций. Конституция в общих чертах предусматривает достаточно уравновешенную систему власти в государстве. Другое дело, что необходимы некоторые уточнения по определенным направлениям. Но президент призван не только отдавать приказы, не только руководить людьми. Глава государства должен быть способным, интеллигентным, должен обладать желанием и быть в состоянии работать как с парламентом, так и с правительством. Если президент не хочет этого делать, то будет как в басне Крылова «Лебедь, рак и щука».
Свободная Европа: Вы даете понять, что президент должен быть связующим мостом между исполнительной и законодательной властью. Но многие считают, что глава государства должен наблюдать за работой органов власти, оценивать ее и наказывать за ошибки…
Мариан Лупу: По Конституции президент наделен достаточными и очень важными полномочиями во внешнеполитической деятельности. Голос главы государства – определяющий и в области безопасности и обороны, и в вопросах реформы юстиции.
Глава государства должен быть способным, интеллигентным, должен быть в состоянии работать как с парламентом, так и с правительством
Потому что именно глава государства в конечном итоге своим указом назначает судей, и он должен максимально активно включаться в фундаментальные реформы правовой системы в нашей стране – сделать все, чтобы правосудие реально служило людям, искоренить коррупцию и устранить все порочные элементы, проникающие в систему.
Свободная Европа: Если вы станете президентом, вы откажетесь от членства в Демпартии?
Мариан Лупу: Любой, кто становится президентом, обязан подчиниться требованиям закона.
Свободная Европа: Значит, Мариан Лупу перестанет быть членом ДПМ, если станет главой государства?
Мариан Лупу: Я буду следовать букве закона, чтобы представлять всю нацию.
Свободная Европа: Учитывая, что глава государства может созвать референдум, какой самый важный вопрос, который Мариан Лупу сочтет необходимым вынести на плебисцит?
Мариан Лупу: Президент, аппарат президента вправе выходить с идеей о проведении референдума, но, как и в случае с любым законопроектом, инициатива становится реальностью лишь после того, как получает одобрение парламента.
В последние годы в Республике Молдова произошла очень важная вещь: кристаллизация европейского курса. Именно он – наше будущее. И в последующие четыре года, к моменту внесения заявки на статус кандидата ЕС, я считаю, что консультативный референдум на эту тему будет совершенно естественным и необходимым.
Свободная Европа: А по вопросу объединения Молдовы и Румынии референдум надо проводить?
Мариан Лупу: Такой референдум противопоказан. Очень опасно для Республики Молдова инициировать референдум, который еще больше расколет общество, поднимет людей друг против друга, посеет ненависть и недоверие.
Свободная Европа: Но ведь унионистские движения становится все сильнее… Что вы думаете о возможном объединении?
Мариан Лупу: Это выведет страну на баррикады. И создаст крайне опасную линию разлома в обществе. На секунду представим себе, чем чреват для страны такой сценарий. Подобный шаг не поддержат наши европейские партнеры, они не будут рассматривать это как элемент политической зрелости и ответственности.
Свободная Европа: Даже в недрах правящей коалиции нет единого мнения насчет присоединения Молдовы к НАТО… Референдум мог бы внести ясность?
Мариан Лупу: Значительная часть нашего общества выступает за укрепление статуса нейтралитета. Налицо и предельно ясная поддержка этого статуса со стороны наших западных партнеров.
В последующие четыре года, к моменту внесения заявки на статус кандидата ЕС, консультативный референдум на эту тему будет совершенно естественным и необходимым
Свободная Европа: Что может произойти в молдавско-европейских отношениях, в случае вашей победы на выборах – и в случае вашего поражения?
Мариан Лупу: Если победа будет за мной, то мы получим еще большее взаимодействие между ветвями власти в государстве и различными государственными институтами, я имею в виду аппарат президента, парламент и правительство. Все три структуры будут обладать единым видением и внутренних вопросов – и внешнеполитических приоритетов. В противном случае наши задачи сильно осложнятся, учитывая заявления некоторых кандидатов, не скажу – важных, по поводу расторжения Соглашения об ассоциации между Республикой Молдова и Европейским союзом.
Согласен, функции и полномочия президента не позволят самостоятельно принимать подобные решения, потому что президент не в состоянии в одиночку пойти на такой шаг. Но определенный антагонизм, попытки дестабилизировать ситуацию и всколыхнуть общество, несомненно, осложнят ситуацию.
Хочу заверить, что в любых условиях лично я, а также Демпартия приложим все усилия для обеспечения преемственности европейского курса нашей страны.
Свободная Европа: Почему Молдова спустя 25 лет с момента провозглашения независимости так и не стала процветающей страной?
Мариан Лупу: С самого начала, с 1991 года и до недавних пор, не было четкого национального проекта: куда мы идем, что должны делать, к чему мы стремимся, какие задачи стоят перед нами. И, что самое главное, неясно, что именно должен делать каждый: и парламент, и правительство, и аппарат президента, и гражданское общество.
С 1991 года и до недавних пор не было четкого национального проекта: куда мы идем, что должны делать, к чему стремимся, какие задачи стоят перед нами
Лишь шесть-семь лет назад четкие очертания приняла идея европейской интеграции, идея применения в Республике Молдова европейских стандартов, наиболее подходящих для нас. Много времени было потеряно из-за несоответствия взглядов, отсутствия ответа на вопрос о том, куда идти дальше, что делать? Были и отклонения – от выборов к выборам, то в одну сторону бросались, то в другую.
Я очень надеюсь, что за четверть века изменился наш менталитет, прояснились умы, устоялись позиции и взгляды. Вместе с тем, нельзя сбрасывать со счетов и объективные факторы. Не следует забывать, что не одно десятилетие, если не столетия мы были лишены традиций независимой национальной власти. У нас долгие годы не было своего правительства и парламента. Нам пришлось учиться, новым поколениям пришлось учиться управлять страной. Мы лишились торговых и экономических отношений, которые существовали в течение 50 лет. И это очень трудно.
Свободная Европа: Есть еще желание установить особые отношения с Россией? После того, как многое было утеряно между нами – в том числе, из-за различных эмбарго?
Мариан Лупу: Что касается отношений с восточными партнерами: Соглашение об ассоциации с Евросоюзом не является препятствием для дальнейшего развития связей на Востоке. Когда я говорю о восточных партнерах, я имею в виду не только Российскую Федерацию, но и Белоруссию, и Казахстан, и Азербайджан.
В этом регионе у Республики Молдова по-прежнему есть экономические и торговые, а также социальные интересы. Наши действия должны быть основаны не на эмоциях, не на чувствах – они должны базироваться на интересах страны. Такой была, есть и будет моя позиция.
Свободная Европа: Если бы вы не занимались политикой…
Мариан Лупу: Более пятнадцати лет я работал в министерстве экономики. Затем в 2005 году пошел в политику. Так сложилось, и от этого никуда не деться. Сейчас и на ближайшую перспективу – это мой путь.
Когда решу уйти с политической сцены, найду подходящее занятие по душе, а какое именно – тогда и обсудим. Этого вопроса пока нет в списке моих приоритетов.