Linkuri accesibilitate

Выборы в США: есть ли выбор?


США. Президентские выборы - 2016. Сторонники Трампа
США. Президентские выборы - 2016. Сторонники Трампа

В городе Шарлотт в штате Северная Каролина в среду вечером во время протестов один из участников получил пулевое ранение и доставлен в местную больницу в критическом состоянии, сообщают городские власти. Выстрел был произведен из толпы протестующих.

Протесты, в которых принимает участие несколько сотен человек, начались во вторник вскоре после того, как местный полицейский застрелил афроамериканца, отказавшегося положить на землю пистолет, находившийся у него в руках. Родственники убитого объявили в социальных сетях, что у убитого в действительности в руках находилась книга, что добавило эмоций протестующим.

В первую ночь были сожжены полицейские машины, несколько полицейских получили ранения. В среду полиция применила для разгона демонстрантов, поджигавших мусорные баки, слезоточивый газ. Губернатор штата Пэт Маккрори объявил, что на помощь городской полиции будет направлены подразделения полиции штата. "Любое насилие, направленное против жителей, полиции или уничтожение собственности будет пресечено", – предупредил губернатор.

Демонстранты протестуют против того, что они называют полицейским насилием в отношении афроамериканцев, несмотря на то что полицейским, открывшим стрельбу был афроамериканец, начальником полиции Шарлотта также является афроамериканец. Власти утверждают, что у них есть неоспоримые доказательства того, что полицейский действовал строго в рамках инструкций, и обещают провести тщательное расследование инцидента.

Какие факторы являются главными на президентских выборах в США? - обсуждают политологи Валерий Хомяков, Андрей Коробков (Нэшвилл), юрист Павел Ивлев (Нью-Йорк).

Ведущий - Владимир Кара - Мурза - старший.

Полная видеоверсия программы

Владимир Кара-Мурза-старший: В США, где 8 ноября состоятся президентские выборы, вновь горят машины и продолжаются протесты. Они начались после того, как в городе Шарлотт в штате Северная Каролина в среду вечером был ранен один из участников протестов и доставлен в больницу в критическом состоянии. Это был афроамериканец.

И сегодня мы обсудим, какие факторы являются главными на президентских выборах в США, с нашим гостем - политологом Валерием Хомяковым.

Валерий Хомяков: Наверное, этот печальный эпизод сработает в пользу, скорее всего, Клинтон. Поскольку исторически афроамериканцы, вообще "цветные" в большей степени поддерживают демократов. Думаю, что электорат у Клинтон, может быть, будет более отмобилизован с тем, чтобы пойти на выборы. Хотя этот фактор не самый определяющий.

Если говорить об этих выборах, они мне представляются очень интересными.

Владимир Кара-Мурза-старший: Давно такой интриги не было, да?

Валерий Хомяков: Была интрига в 92-м, когда совсем еще молодой Билл Клинтон избирался от Демократической партии и уже не очень молодой Джордж Буш-старший. Серьезнейшая была борьба. И тогда была одна фигура – это миллиардер Росс Перо, который заявился как независимый. А в Соединенных Штатах это вполне возможно. Любая общественная структура может его выдвинуть. И если мне память не изменяет, тогда выдвижение Росса Перо американской общественностью было встречено как очень неожиданное. Он вел себя примерно так же эпатажно, как и Дональд Трамп, нынешний кандидат от республиканцев. Он отобрал где-то около 18 процентов, выступая с правых позиций, у Джорджа Буша. В итоге Клинтон стал президентом. И теперь мы видим, как его супруга пытается повторить тогдашний успех своего мужа.

Были выборы без интриги. А здесь интриг очень много. И прежде всего тот накал страстей, когда шли праймериз и у демократов, и в особенности у республиканцев. Если вспомнить мои ощущения где-то год назад, когда заявился господин Трамп, было много серьезных соперников среди республиканцев, и как-то не очень представлялось, что этот достаточно эпатажный хоть и миллиардер, но новичок в политике получит возможность стать кандидатом от республиканцев. Получилось в силу очень разных причин, и в первую очередь, как мне кажется, Трамп избрал линию защиты американского общества от политического истеблишмента Соединенных Штатов, неважно, откуда политики происходят – демократы, республиканцы. И все это, конечно, вызвало оторопь в рядах видных республиканцев, которые, скрепя сердце, приняли такую кандидатуру на съезде, который состоялся в июле. Трамп получил возможность стать кандидатом от этой партии.

И сейчас идет борьба примерно "ноздря в ноздрю". По последним опросам, Клинтон опережает Трампа процентов на 6, хотя до этого было отставание, связанное с внезапным ухудшением ее самочувствия. Мне кажется, что здесь все будут решать очень небольшие детали. Все зависит от того, насколько эти кандидаты – и Клинтон, и Трамп – смогут найти подход к избирателям, которые заявились как независимые избиратели. Понятно, что первая задача – это максимально обеспечить явку "своих", то есть республиканцев и демократов. И с этим, мне кажется, у Трампа больше проблем, чем у Клинтон. И второе – это постараться привлечь на свою сторону независимых избирателей, что, мне кажется, будут делать оба.

Повестка дня пока тоже очень любопытная. Это не только внутренние проблемы, чем обычно славятся избирательные кампании в Соединенных Штатах, а это в значительной степени усиление внешнеполитической повестки, в частности – отношение к Путину и к России.

Владимир Кара-Мурза-старший: А сейчас к нашему разговору подключился юрист Павел Ивлев, бывший адвокат по "делу ЮКОСа".

Павел, в чем специфика нынешней президентской кампании?

Павел Ивлев: Такой кампании, как говорят американцы, не было никогда. То, что происходит сейчас, - это совершенно невероятная ситуация в американской избирательной кампании. Таких выборов, с точки зрения интеллектуально развитых американцев, трудно припомнить. Может быть, в 60-е годы что-то подобное вылезало, но все уже давно забыли об этом.

И ситуация очень печальная. Потому что если президентом, не дай Бог, будет выбран господин Дональд Трамп, то это подрывает устои Американского государства и несет угрозу окружающему миру. Вот в чем самая большая проблема этих выборов. При этом госпожа Клинтон – кандидат слабый, лживый и, в общем-то, тоже не очень уважаемый в стране. Вот между "плохим" и "очень плохим" придется сейчас выбирать американским гражданам. Вот что такое нынешние выборы.

Владимир Кара-Мурза-старший: А сейчас у нас на связи Андрей Коробков, профессор политологии Университета штата Теннесси.

Андрей, в чем, по-вашему, специфика завершающейся президентской гонки?

Андрей Коробков: Специфика не в гонке как таковой, специфика в изменении структуры электората. Мы не видели еще такого беспрецедентного раскола электората на две категории: белый средний класс, поддерживающий Трампа, и мощная коалиция меньшинств всевозможных, поддерживающая Клинтон. Дело в том, что очень быстро меняется структура населения. Тут совместились три основных фактора. Первый: в результате и эмиграции, и целенаправленной миграционной политики, начиная с 65-го года, и в результате демографических факторов белые сейчас потеряли большинство среди рождаемых новых американских граждан. В середине века они утратят абсолютное большинство.

Второй: идет очень быстрое снижение уровня жизни белого среднего класса, притом что уровень жизни других групп населения растет. И возникает паника, выразителем которой становится Трамп, - паника утраты контроля над системой. Притом что белые эту систему создали. И начиная с реформ гражданских 64-65 годов, они давали все больше привилегий всевозможным меньшинствам. Причем система была создана совершенно конкретно для одной группы населения – черных американцев, как компенсация за рабство, а потом все новые группы начали прибавляться к этим категориям защищенных групп: женщины, этнические и расовые меньшинства, инвалиды, гомосексуалисты и все сексуальные меньшинства.

И ситуация такова, что говорить об этом открыто белые не могут, потому что боятся, поскольку могут очень жестко за это поплатиться. И вдруг возникает кандидат, который начинает достаточно открыто подвергать критике эту систему. И возникает эффект, который еще Никсон называл "молчаливое большинство". Почему, например, все полстеры, все профессиональные политологи проваливаются со своими прогнозами. Потому что люди лгут о своих реальных взглядах на такие вещи, как политическая корректность, как так называемая "обратная дискриминация". На самом деле это очень важные для них проблемы. И это поразительная ситуация, когда люди думают об одном, а говорят о совершенно других проблемах. И вся риторика Трампа является шелухой, поскольку он как бы посылает немой сигнал электорату о том, о чем он действительно говорит и думает (даже он говорит не обо всем), но это привело к тому, что он легко обыграл своих оппонентов, представляющих классические элиты центристские, и теперь теснит Клинтон.

События последних дней, включая Северную Каролину, очень показательны в этом отношении. Они показательны также в плане раскола электората. Последняя цифра просто шокирующая: 98 процентов афроамериканцев готовы голосовать за Клинтон, 2 процента – за Трампа. Среди людей с латиноамериканскими корнями тенденция была такова: Буш получил 41 процент голосов этой очень важной группы (их 55 миллионов в стране), Ромни получил 27, Маккейн – 23, Трамп – на уровне 20, но при этом выступает жестко за прекращение нелегальной миграции, в которой доминируют латиноамериканцы. Поэтому идет все более нарастающий раскол общества и электората. И вообще процессы, которые отражают эти выборы, они гораздо глубже, чем то, о чем говорят политические комментаторы. Идет все усиливающийся раскол между белыми и всевозможными меньшинствами. Поэтому кто бы ни выиграл - в этом главная проблема этих выборов - другая половина электората будет считать, что это не просто проигрыш, а катастрофический удар по ее глубоким структурным интересам.

Владимир Кара-Мурза-старший: Валерий, вы согласны, что демонстративная политкорректность – это изнанка латентной ксенофобии? Ее скрывают, но она может прорваться на выборах.

Валерий Хомяков: Вполне возможно. Вопрос в формах – как это все произойдет. Назло проголосует истеблишмент за Трампа? Может быть. Или какой-то другой вариант возможен.

Я бы обратил внимание еще на одно событие. Палата представителей Соединенных Штатов поддержала законопроект, согласно которому Украине будет предоставлено летальное оружие. Дальше – Сенат и подпись у президента. Но это не самый интересный пункт.

Самый интересный пункт звучит примерно следующим образом: отныне и во веки веков никакого признания аннексии Крыма (как называют Соединенные Штаты присоединение Крыма к России) не должно быть.

Владимир Кара-Мурза-старший: Никаких оправданий агрессии, да?

Валерий Хомяков: Да. До тех пор пока Крым не войдет в состав Украины, причем это должны подтвердить украинские власти и доказать, что они контролируют эту территорию. Ну, мало ли какая власть будет на Украине. Любопытно то, что в Палате представителей относительное большинство у республиканцев. То есть Трамп говорит: "Я буду дружить с Путиным. Путин лучший президент, чем Обама". Его слова звучат примерно так, что вызывает большую радость у наших прокремлевских политологов, и даже представителей власти. Они никак не дождутся, когда Трамп будет целоваться с Путиным, или наоборот. Ну, это их ожидания. С другой стороны, республиканский истеблишмент в Палате представителей, по крайней мере, а до этого были заявления видных республиканцев, которые говорили примерно следующее: "Да, съезд утвердил господина Трампа кандидатом, но мы не призываем вас, избирателей, голосовать за него".

Владимир Кара-Мурза-старший: Я видел, как республиканцы на съезде демократов были делегатами. То есть сами республиканцы не поддерживают Трампа.

Валерий Хомяков: И это очень любопытно. То есть Трампа пытаются представить республиканцы, которые находятся в Палате представителей... Я думаю, что Сенат тоже этот закон примет. Трампу говорят: "Ты что хочешь говори про Путина, но ставим тебе блок. Закон будет принят. И ты сколько хочешь тверди о том, что Путин – хороший президент, но пока Крым находится под юрисдикцией Российской Федерации, соответственно, будут санкции". И это любопытное явление, конечно, надо будет поизучать, посмотреть на реакцию Трампа, как он на этот закон отреагирует.

И это лишний раз подтверждает то, что эти выборы крайне необычны. И то, что произошел серьезнейший раскол в американском обществе, условно говоря, на элиту и не элиту, что, конечно же, будет отражаться и на ходе избирательной кампании, и уже отражается. И я полагаю, что борьба будет очень ожесточенной за каждый штат, за каждый голос. И не исключаю, что возможны скандалы по итогам голосования. Ну, будет ли в Вашингтоне или в Нью-Йорке Майдан, - не уверен. Но, по крайней мере, я могу предполагать, что попытки опротестовать результаты вполне возможны.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG