Linkuri accesibilitate

Последний триумф султана


Отгремел стремительный «как бы переворот» в Турции. Вечер 15 июля взорвал медийное пространство и особенно Интернет. События сменялись так быстро, что, пока крупные агентства давали Breaking News, новость уже устаревала и часто менялась на противоположное по характеру сообщение. Однако я не буду пересказывать всю канву событий той ночи – ее без труда можно отследить.

Меня интересует другое – что же это было? Если реальный военный переворот, то почему такой немасштабный и провальный? Если инсценировка, то чья? И самый главный вопрос – последствия и еще раз последствия. Информационное пространство заполнено догадками, домыслами и конспирологическими конструкциями. В самом деле, времени прошло слишком мало, фактов накоплено недостаточно, но основная загвоздка остается – поиск заинтересованной стороны или сторон.

Попробуем разобраться в этой паутине недосказанности. Первое, на что я обратил внимание: противоречия вокруг (не) захвата заговорщиками первых лиц турецкого государства. Об аресте премьер-министра Бинали Йылдырыма говорилось то вскользь, то с опровержениями; а уж президент Реджеп Тайип Эрдоган и вовсе казался «Фигаро здесь, Фигаро там». То он в аэропорту Стамбула, то на курорте на берегу Эгейского моря, то «в безопасном месте», то вообще «улетел в Германию, попросил убежища, но получил отказ». Наверное, излишне напоминать, что любой государственный (военный) переворот должен иметь целью арест высшего руководства страны или хотя бы его достаточно весомых представителей (министров, депутатов, губернаторов, командование силовых структур и т.д.), но этого сделано не было.

Кстати о силовых структурах. Как следовало даже из разрозненных информационных потоков, в рядах армии произошел раскол: группу заговорщиков в основном поддержало командование ВВС и часть командования Сухопутных сил. При этом речь шла о старшем офицерском звене, в основном о полковниках, т.е. высшее военное руководство вроде как «не при делах». С другой стороны, армейские части, выступившие против власти, оказались лицом к лицу с полицией и спецназом, которые охраняли государственные учреждения. Вероятно, этим объясняется то обстоятельство, что заговорщики, используя танки, вертолеты и самолеты, открыли огонь по президентскому дворцу, парламенту и группам полицейских и гражданских лиц, которые выступили против переворота.

И здесь возникает другое недоумение: если заговорщиков было вопиюще мало, зачем они так распылили свои силы? Одновременная блокировка аэропортов Стамбула и Анкары, перекрытие мостов через Босфор, осада президентуры, Национальной разведки и ряда других объектов – слишком большой разброс целей для переворота, который, как выясняется, не поддержало высшее командование. Так и не арестованный Эрдоган наконец-то вышел на связь по Интернету (какая ирония судьбы – исламистский режим регулярно «зажимает» Сеть, но тут она ему помогла!) и призвал своих сторонников выйти на защиту власти. Муэдзины с минаретов стали вместо азана провозглашать «Родина в опасности». Так заговорщики упустили время и инициативу. Либо они авантюристы и самоубийцы, либо…

А что же тогда? На поверхности остаются три наиболее правдоподобные версии. Версия первая: заговор дилетантов. Тут в общих чертах всё ясно.

Версия вторая: постановка. Вопиющий непрофессионализм заговорщиков и скоротечность их провала вызвали подозрения наблюдателей относительно самостоятельности действий армии. Здесь нужно сделать важное пояснение. До прихода к власти исламистской Партии справедливости и развития в 2002 году армия Турции была опорой светского режима (кемализма). Турецкие военные регулярно пресекали исламистские поползновения и вмешивались в политическую жизнь, но это не вызывало протестов – ведь так завещал Мустафа Кемаль Ататюрк.

Однако времена меняются, и исламское начало в обществе взяло верх – начало правления ПСР не стало шоком для общества. Разумеется, кемалисты, которых олицетворяют военные и Республиканская народная партия, стали проявлять глухое недовольство. Так возникло «глубинное государство» - совокупность военных и гражданских сил, недовольных нарушением светского характера Турции. Военные, политики, судьи, адвокаты, журналисты – сотни и сотни людей составили полусекретную организацию «Эргенекон», но ее заговор был раскрыт. Организацию разгромили, Эрдоган не пожалел даже генералов Генштаба. Так началась масштабная и долговременная операция по «зачистке» армии от кемалистов.

Турецкий лидер практически достиг цели, сумев расставить на ключевые военные посты верных ему людей, для которых лозунг «Армия не вмешивается в политику» стал определяющим. Кемализм был почти ликвидирован, хотя Эрдоган время от времени цитировал основателя Турецкой Республики, нисколько не стесняясь своей политики, которая прямо противоположна Ататюрку. Но, как теперь становится ясно, «гидра» светскости продолжала жить где-то в недрах турецкой армии. И тут возможно два варианта: или военные перенервничали и допустили фальстарт (см. версию первую), или Эрдоган получил информацию и решил дать заговорщикам «засветиться» и проиграть, чтобы потом уничтожить остатки оппозиционных сил.

Проще говоря, я указываю на провокацию властей. Турецкий президент специально позволил «заговору полковников» осуществиться, чтобы одним махом уничтожить и их, и всех прочих сочувствующих. В пользу этой версии говорит тот факт, что почти сразу после провала путча начались аресты не только военных, но и… судей и прокуроров. Где вы видели военный переворот с участием судей и прокуроров?! Какой-то странный переворот, наводящий на мысли о режиссированном действе. Этот путч удобен и тем, что на его организаторов можно повесить всех собак. Например, мэр Анкары заявил, что гражданин Альпарслан Челик, причастный к уничтожению российского истребителя 24 ноября 2015 года, был среди заговорщиков. Как удобно! И от неудобного Челика избавиться, и с Россией еще раз примириться, и все свои огрехи на ненавистную военную хунту повесить.

Версия третья: внешний игрок. Тут широкое поле для любителей теории заговора. Я сразу отметаю обвинение Эрдогана против Фетуллы Гюлена, исламского проповедника, живущего в США. Потому что Гюлен знает, что его позиции в Турции подорваны режимом, и устраивать заведомо провальный заговор полковников против генералов – непростительный авантюризм. Если только Гюлен не решил подставить Эрдогана под внешний удар (подробнее см. ниже).

Не исключено, что к организации или, как минимум, моральной поддержке переворота могут быть причастны определенные силы в США. Вполне допустимо, что они решили устроить турецкому президенту «тёмную» с далеко идущей целью. Но начну я с того факта, что основу заговорщиков составили офицеры ВВС, в том числе те, кто имеет отношение к базе ВВС НАТО «Инджирлик». Более того, после провала заговора турецкие власти обесточили и блокировали базу – более чем красноречивый жест, показывающий, что турки догадываются, «откуда ноги растут». В пользу этой версии говорит и довольно вялая реакция США и других стран НАТО: общие фразы о мире, дежурная поддержка законной власти и т.д. Но вот важное отступление – Госдеп огрызнулся на Анкару, призывая не муссировать тему об американском следе. Правда, Эрдоган имел в виду проживание Гюлена на американской земле, но осадок, как говорится, остался.

Так всё-таки в чем конечная цель внешних сил, пожелавших устроить проблемы Эрдогану? Зная вспыльчивый характер «султана», авторы этой провокации хотели… сослужить ему хорошую службу. Да-да, не удивляйтесь – они решили подыграть ему. Во-первых, неудачный переворот даст Эрдогану мощный козырь для окончательного и безвозвратного разгрома кемалистов. Во-вторых, широкое народное сопротивление военным показало, что у Эрдогана высокий рейтинг – а будет еще выше! Он хочет поменять Конституцию и превратить Турцию в суперпрезидентскую республику? Нет лучшей возможности, чем сейчас!

Президент Эрдоган, одержимый идеей возрождения Османской империи, уже видит себя новым падишахом. Из-за этого он разругался со своими более умеренными соратниками – Абдуллой Гюлем и Ахметом Давутоглу. Только вот беда – на дворе XXI, а не XVI век. Все эти «милые» амбиции вызывают, мягко говоря, недоумение в Ираке, Иране, Греции, не говоря уже о Сирии, Армении и Курдистане. С другой стороны, Турция слишком сильна и своенравна, ведет подчеркнуто независимую (но не сказать, что удачную) внешнюю политику, вызывая нешуточную злость у западных партнеров. Не для того американцы задумали переформатирование «Большого Ближнего Востока» и создание Курдистана, чтобы грезящий Великой Портой Эрдоган портил им картину.

В общем, если это действительно задумка Вашингтона, выполнена она блестяще. Эрдоган проглотил наживку, думая, что победил врага. Да, его рейтинг вырастет, его режим укрепится, его Конституция будет принята. Но головокружение от успехов сделает свое дело, и Эрдоган решит, что теперь ему точно никто не помешает в Сирии, Ираке и на других направлениях. Вот это и будет ловушка, которая усилит внешнее недовольство Турцией и подогреет настроения среди кемалистов и прочих оппозиционеров. В итоге дестабилизация страны усилится, а там и курды подоспеют. Да и не только они. Налицо пиррова победа турецкого президента, и очень скоро мы это увидим. Однако по иронии судьбы, если даже это постановка самого Эрдогана, продолжение у нее будет таким же…

Читайте также:

Охота на босфорского ястреба

XS
SM
MD
LG